Разделы новостей

Календарь новостей

Форма входа

Приветствую Вас Гость!

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 36

Статистика

Степной волк
Главная » 2009 » Апрель » 29 » Ложь и Правда
Ложь и Правда
06:05
 
Правда в том, что все лгут. Даже тот, кто утверждает, что никогда не лжет, на самом деле говорит неправду. Даже животные умеют обманывать. Сколько человечество не боролось с ложью, она выжила и продолжает одним облегчать, другим усложнять жизнь. Так может быть ложь нам нужна?
Ложь и правда - две чаши весов не долго остающихся в равновесии. Библейские заповеди и сентенции философов, призывы проповедников и рассуждения моралистов - все ложится на вторую чашу весов, все взывает к правде и клеймит ложь как тяжкий грех.
Однако психологи, социологи и биологи, изучающие природу человека, единогласно реабилитируют и такую сторону нашего естества, как инстинктивную привычку ко лжи. Они говорят, что любой из нас склонен утаивать правду, привирать, мухлевать, пускать пыль в глаза или плести словеса сладкой лжи. Обман так же естественно сшивает вереницу событий, как и присущая нам искренность.
Со сказанным можно спорить, обвинять ученых в моральной неразборчивости, в этическом безразличии, в потакании низменным человеческим чувствам. Но лучше поищем ответы на вопросы: "Почему люди так охотно обманывают других?".
В стенах Массачусетсского технологического института был проведен любопытный опыт, в котором участвовал 121 доброволец. Их просили пару минут поговорить с незнакомым им человеком и произвести на него самое лучшее впечатление. Все - и студенты, и студентки справились с заданием. Они показались своим визави людьми милыми и толковыми. Вот только за счет чего это было достигнуто? Как создаются репутации?
Ответ оказался прост. Бесстыдной ложью! Вторая часть эксперимента заключалась в "работе над успехами". Каждый студент в тишине и покое просматривал видеозапись и пунктуально - как на духу - отмечал, сколько раз он приврал, прихвастнул, подпустил пыли в глаза, убеждая незнакомца в своем высшем предназначении. Оказалось, что 60 процентов опрошенных - вольно или невольно - хитрили, стараясь завоевать внимание собеседника. Некоторые даже успевали за пару отведенных им минут соврать несколько раз.
Одни, поддакивая репликам имярека, тепло отзывались о человеке, которого якобы знали. Другие утаивали свои слабости, пытаясь представить себя лучше, чем есть на самом деле. А один, не моргнув глазом, сообщил, что он - "звезда местной рок-группы". Юноши, как и подобает мужчинам, стремились ложью приукрасить себя. Мужчины ведь неизменно склонны выставлять себя в лучшем свете, нежели они есть. Ложь женщин чаще похожа на лесть: они пытаются убедить своего собеседника в том, что он - самый лучший.
В другом таком же опыте некоторым его участникам перед началом беседы сообщили, что они больше никогда не увидят этого человека. Теперь процент говоривших неправду достиг 78. В то же время был отмечен и такой факт: если студентки знали, что снова увидятся с незнакомцем, они чаще врали ему.
Что говорит нам подобная серия испытаний на честность? Из них явствует, что ложь имеет определенное социальное назначение, играет свою роль в обществе. Особенно тонко это чувствуют женщины. Недаром они чаще обманывали первых встречных, если думали, что еще увидят их. Выходит, в основу длительных отношений надо, как жертву, закладывать ложь? Она скрепляет связи между людьми? Когда же мы начинаем лгать себе и другим?
Психологи   отмечают,   что дети лишь в четыре-семь лет пробуют придумывать всякие небылицы - лгать сверстникам и взрослым. Поначалу эта ложь выглядит довольно нелепо. Малыш, весь перепачканный в шоколаде, отвечает на мамин вопрос: "Ты шоколадку съел?" - "Нет!" И все же это первое безоглядное вранье является важной приметой... умственного развития ребенка. Он понял, что можно смотреть на происходящее другими глазами, догадался, что люди думают не всегда так, как он.
Вот нехитрый опыт, который можно поставить с детьми, -так сказать, "занимательная психология". Попробуйте им рассказать такую историю. "У Саши была шоколадка, он ее спрятал в коробку и ушел погулять. Его сестра Маша подсмотрела, где шоколадка лежит, и перепрятала ее - сунула к себе в сумочку, а затем тоже ушла из дома. Теперь Саша вернулся. Где он примется искать шоколад?"
Малыши до четырех лет уверенно отвечают: "В сумке!" Они еще не понимают, что факты, известные им, неведомы самому Саше. Его в комнате не было, он не видел, как лакомая плитка перекочевывала из коробки куда-то. Чтобы догадаться об этом, надо представить себе действия участников всей этой истории, надо рассудить, что они знают, а что не знают. На это способны лишь дети постарше. Именно они безошибочно ответят на тот же вопрос: "У себя в коробке!" Ведь "Саша" из этой истории - это «другой», он не слышал то, что сейчас рассказали про хитрости Маши. Как только малыш поймет это, значит, у него стало развиваться абстрактное мышление.
И еще одно наблюдение психологов: примерно через полгода ребенок сам начнет врать. Теперь, уяснив уже, что его сверстники или кто-то из взрослых не знают всего, что происходит с ним самим, он активно пользуется этим и врет ради какой-то выгоды,  в шутку, ради простого интереса.
Очевидно, ложь требует куда больших умственных усилий, чем правда. Приукрашать последнюю - значит развивать свой интеллект. Говорить правду - бесстрастно фиксировать действительность, как это делает фотоаппарат. Некоторые психологи полагают, что появление лжи во многом повлияло на эволюцию коры головного мозга. Тот, кто не лжет или хотя бы не воображает такую возможность, тот заставляет свой мозг работать вполсилы, "на холостых оборотах".
Биологи полагают, что способность обманывать других коренится в очень далеком прошлом. Естественный отбор благоволил хитрецам, способным не моргнув обмануть и съесть. Так что, ложь помогала сохранить свой набор генов и искоренить из проекта "Эволюция" чужой. Впору назвать ложь "движителем эволюции".
В самом деле, простейшие живые существа практически не способны кого-либо обманывать. Зато птицы и млекопитающие открыто хитрят. Это помогает им побеждать естественных конкурентов в борьбе за пищу, территорию, ранг в стае или за любовь. К примеру, самцы ласточек пугают самок тревожными вскриками, когда рядом покажется их соперник, хотя никакой настоящей опасности нет. Ложные сигналы о приближении врага порой подают и сурки, загоняя сородичей в норки, когда заметят, что рядом есть чем полакомиться.
Наши ближайшие родственники, обезьяны, вполне ясно понимают, что лгать бывает полезно. Вот сценка из жизни шимпанзе. Какой-нибудь хитрец из стаи тайком от остальных припрятывает бананы - водит сородичей буквально за нос. Лакомится фруктами, когда никто не видит. Но вот находится другая обезьяна, которая начинает подозревать обманщика. Она прячется где-нибудь в кустах и наблюдает за тем, как плут, боязливо озираясь, подходит к тайнику и достает оттуда банан. Все! Мошенник переигран. Его самого сейчас обманут, как только он покинет сцену, на которой исполнил свою роль, - проиграл клад.
Но это все мелочи по сравнению с хитростью и двуличием людей. У многих наших соплеменников - авантюристов и брачных аферистов, строителей финансовых пирамид, воров и иногда политиков - вся стратегия выживания основана исключительно на лжи. Они готовы лгать так же естественно, как мы, другие, дышим, лгать, теряя подчас всякое представление о том, где они честны, а где врут. Но в принципе и любой нормальный человек каждый день говорит неправду - по разным подсчетам, в зависимости от того, что называть ложью, совершает этот грех от 1,8 до 200 раз в день.
С появлением речи искусство обманывать воспарило на невиданную прежде высоту. В конце концов, наш язык настоящее орудие лжи. Слова просто идеально приспособлены для того, чтобы вуалировать действительность, талантливо называть черное белым и наоборот. Искусно ловча ими, можно представлять все происходящее в выгодном для себя свете. Лингвистические ухищрения давно стали не только жизненной нормой, но и фундаментом всей мировой политики. Для любого события, любого явления найдется пара подходящих названий-антонимов. Какие-нибудь "террорист" и "борец за свободу" всякий раз оказываются двумя ликами одной и той же истины, "победа" в скоротечной войне легко ассоциируется с "поражением", да и кто должен их отличать? Истина наверняка лежит где-то посредине, и вероятность уличить обманщиков тоже будет "пятьдесят на пятьдесят". Все-таки искусный выбор слов многoe решает, и даже наглая ложь часто выглядит неуязвимой.
Когда-то Блаженный Августин категорично отказывал людям в праве на ложь. "В современной философии, отмечает немецкий психолог Хельмут Лукеш, - например, позволено лгать, если этим можно спасти человеческую жизнь. Или лгать по соображениям секретности. Некоторые философы даже принципиально сомневаются в том, что у людей может быть право на правду". Они говорят, что мы живем "в эпоху, когда само понятие правды устарело".
Так, исследование, проведенное в США, показало, что две трети событий, так или иначе интерпретируются путем подмешивания в них лжи или утаивания какой-то информации, то есть опять же их образ искажается ложью. Каждый третий менеджер вносит заведомо неверную информацию в подготавливаемые им документы. А исследование, проведенное среди студентов, показало, что мы лжем в зависимости от того, с кем говорим. Чаще всего студенты врали своим матерям - в каждом втором разговоре с ними.
Причин обмана множество! На первый план выходят самые банальные. Больше всего мы лжем, стараясь скрыть собственные промахи и тем самым избежать ненужных ссор с близкими и конфликтов с коллегами. Мы сами понимаем, что наделали, и не хотим, чтобы лишний раз нам об этом напоминали. Сорок один процент лжи уходит на это "заглаживание вины". В 14 процентах случаев мы скрываем от ближних наши привычки и поступки, которые им не понравятся: все так же курим тайком от матерей и пропускаем рюмочку поутру незаметно для жен. В восьми процентах случаев мы плутуем, приукрашивая себя, и надеемся, что такими нас точно полюбят. Еще в шести процентах случаев привираем, чтобы оправдать нашу лень.
Как видите, в большинстве случаев ложь не так уж преступна. Мы охотно подтасовываем факты, понимая, что создать свой "рекламный" образ гораздо легче, чем переделать себя. На это уйдут годы, а казаться хорошим можно уже сейчас!
"Умение человека обманывать себя - одна из самых блистательных программ поведения, когда-либо появлявшихся в природе", - полагает философ Дэвид Нюберг. Человек придумывает сам себя, и сам же становится главным положительным героем фильма о своей жизни, режиссируемого им всю эту жизнь. По ходу фильма он примеряет сразу несколько масок, которые всякий раз ладно сидят на нем лишь потому, что он заставляет себя думать именно так. Он - блистательный любовник, хороший семьянин, надежный друг, исполнительный сотрудник. "Я умный, добрый, я идеальный", - такими были бы субтитры к любому из снятых кадров. И конечно, "я правдивый", не моргнув глазом, соврал бы автор этого кино.
Итак, все мы грешные, все лжем каждый день, почти каждый час, а вот лжецов, почему-то, терпеть не можем. Исследователи из Регенсбургского университета составили список из 555 качеств, которыми должен отличаться человек, если он хочет вам понравиться. Итак, чтобы стать вашим избранником — будь то любимым, будь то другом, - он должен быть 1) откровенным, 2) добросовестным, 3) чутким, 4) верным, 5) честным, ну а, в пятьсот пятьдесят пятых (именно так!), он может быть лживым. Мы страшно нелюбим в других, особенно в ближних, то, что без раздумий позволяем себе, что кажется нам чем-то естественным, от чего никогда не избавиться, как от родимого пятна. Не парадокс ли? Мы готовы врать так, что стены покраснели бы, если б они имели уши, и в то же время в других мы ни на волос лжи не приемлем.
"Чужая правда помогает нам ориентироваться в жизни и вырабатывать свою линию поведения, - отмечает немецкий философ Ханс Рот. - Правда не всегда делает нас счастливее, но вот, когда нам нужно достичь определенной цели, тут чрезвычайно важно опираться на надежную, проверенную информацию - в экстремальной ситуации от этого зависит сама наша жизнь". Положившись на фальшивые сведения, доверившись уговору мошенников, мы можем просто погибнуть.
Еще один парадокс. В современном обществе, пронизанном ложью на каждом шагу, сложился стараниями масс-медиа своего рода абстрактный культ правды. В мире, где будущее выглядит таким шатким, ненадежным, неопределенным, любой из нас стремится к какой-то уверенности, стабильности. С каждым же словом лжи под нашими ногами вновь разверзается пропасть. Мы уже не уверены ни в чем, даже в себе. Зато правда, убранная в золоченую оправу истины, отлитая в чеканную форму заповедей и законов, становится основой нашего мышления, фундаментом бытия, являясь нам то в облике религиозного учения, то в виде свода научных знаний, то в строках спортивной хартии. Мы желаем правды, и на каждом шагу блаженно врем. "Лишь бы нас самих не уличили!" - вот голая правда поведения.
Тем поразительнее, что большинство из нас просто не способны распознавать ложь, хотя многочисленные улики выдают лжецов. Привирая, те испытывают некий стресс. Это сопровождается физиологическими изменениями и непривычным - для внимательного наблюдателя - поведением: кровяное давление растет, сердцебиение учащается, периферические кровеносные сосуды сужаются, руки потеют, работа желудка и кишечника замедляется, во рту пересыхает, дыхание учащается, становится глубже, зрачки расширяются, нарастает мышечный тонус, тон голоса повышается, человек совершает ненужные жесты, сами жесты и выражение лица перестают соответствовать словам.
Но признаки эти столь незначительны и не стабильны, что даже психиатры в каждом третьем случае не замечают неправды. Пресловутые детекторы лжи, и те ошибаются с удручающей частотой.
Так почему мы склонны верить лжецам? Не потому ли, что нам нужна ложь? Что мы готовы принять ее за правду? Утешиться ею? Она - составная часть нашей жизни. Наша повседневность настолько сложна, что даже немыслима без обмана. Если б мы говорили на каждом шагу правду, конфликты возникали бы постоянно. Мутная вода лжи смягчает напряжение в обществе, сглаживает острые углы.
"Ложь, — отмечает венгерский социолог Петер Стигниц, - дозволена, а значит, полезна до тех пор, пока не причиняет другим людям сознательного вреда". Всевозможные словесные штампы, как правило, насквозь  лживые,   оказываются, например,   незаменимыми   в совместной жизни. "Нет, дорогая, ты совсем не располнела", "Конечно, ты была права" или "А готовишь ты так вкусно!" Если бы в каждом подобном случае мы настаивали на правдивой версии событий, наверняка было бы не избежать или скандала, или женских слез. Мы и себе лжем на каждом шагу -особенно глядясь в зеркало.
"Определенная мера обмана и самообмана просто необходимы и для стабильности общества, и для душевного здоровья каждого из нас. В любой человеческой культуре обман терпят, вероятно, еще и потому, что он позволяет избежать излишней конфронтации, - полагает Дэвид Нюберг. - Иногда было бы аморально всегда и во всем отказываться от лжи, стремиться любой ценой к правде - есть в этом что-то болезненное".
Так мудро или трусливо поступаем мы, обманывая себя и других? Так сразу и не ответишь. С одной стороны, история персонажа, который бы старательно исполнял "формальный долг человека" (Иммануил Кант) -всегда и везде говорил правду, могла бы стать сюжетом лишь для "комедии положений". С другой стороны, трудно представить себе и общество, где все напропалую врут, где обман - естественная форма жизни. Как и в кулинарии, все зависит от дозы. Щепотка лжи повышает наше самоуважение, облегчает общение с другими, в то время как густая россыпь лжи делает жизнь неудобоваримой - едва ли пригодной, чтобы жить.
Эти рассуждения вовсе не призваны оправдать мошенников, лихоимцев и прочую воровскую нечисть, паразитирующую на нашей доверчивости. Их поступки асоциальны - рано или поздно человеческое сообщество должно починять себя, избавляясь от этих людей, изолируя их. Так организм истребляет популяцию поселившихся в нем вредных микробов.
Ложь в других устах может быть, наоборот, социально полезна. Никто не любит правдолюбца, раздирающего чужие раны. В любом коллективе у такого человека складывается репутация "жалкого склочника", вокруг него возникает заговор молчания. Коллектив отторгает его, как организм -неудачно вживленный в него орган. Умение ладить с другими людьми кажется нам более важной ценностью, чем банальная честность, заставляющая ее обладателя безоглядно идти вперед, не давая никому спуска.
Впрочем, рядом со многими из нас есть все-таки один-два человека, которые нам никогда не лгут. Это показало исследование, проведенное теми же психологами из Регенсбургского университета. Так кто эти странные люди, которые всегда лезут за правдой в карман? Это - ваш лучший друг или лучшая подруга. Они рядом с вами, как зеркало, что показывает ваш облик без всяких прикрас. И поразительно, что это обычно и не вызывает никаких конфликтов.
--------------------------------------------------------
Александр Волков, Земля (Sol III).
(НПИ "Открытия и Гипотезы" №4, 2009 г.)
Источник:
Категория: Интересные темы | Просмотров: 772 | Добавил: steppenwolf | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]