ОБМАН
- Как отличить лжемистика от несущего истину? - спросили ученики, чрезмерно интересовавшиеся оккультизмом. - Как отличить спящего человека от того, кто лишь притворяется, будто спит? - Никак. Только сам человек знает, когда притворяется, - ответили ученики. Мастер улыбнулся. Позже он добавил: - Притворщик обманывает других, но не может обмануть себя. Лжемистик, к сожалению, вводит в заблуждение и других, и себя самого.
УКЛОНЕНИЕ
Посетитель рассказал Мастеру историю о святом, который хотел проведать умирающего друга, но боялся идти к нему в темноте. И он обратился к солнцу: "Во имя Бога, оставайся на небе, пока я не дойду до деревни, где лежит при смерти мой друг". И солнце застыло в небе, пока святой не достиг деревни. Мастер улыбнулся: - А не лучше было бы этому святому преодолеть страх темноты?
СПОКОЙСТВИЕ
- Есть ли способ измерить духовную силу? - Способов сколько угодно. - Назови хотя бы один. - Посчитай, сколько раз на дню ты беспокоишься о чем-то.
БЕЗУМИЕ
Ученики часто просили Мастера рассказать о его собственном опыте просветления. Он отмалчивался. Им было известно одно: когда младший сын Учителя спросил, что почувствовал его отец в момент просветления, тот ответил: "Я почувствовал себя дураком". Мальчик спросил, почему так, и Мастер сказал: - Знаешь, сынок, на что это похоже? Ты изо всех сил стараешься вломиться в дом: карабкаешься по лестнице, разбиваешь окно, - а потом выясняется, что дверь-то была не заперта.
ТВОРЧЕСТВО
- Какое высшее деяние может совершить человек? - Сидеть и медитировать. Но самого Мастера редко видели сидящим в медитации. Он постоянно был занят - работал по дому и в поле, встречал посетителей и писал книги. Даже вел бухгалтерский учет в монастыре. - Почему тогда ты проводишь все свое время в работе? - Когда работаешь, нет нужды медитировать сидя.
ВМЕШАТЕЛЬСТВО
Каждому ученику Мастер предоставлял расти своими собственными темпами и никогда никого не подгонял. Такое свое отношение он пояснял притчей: Однажды человек увидел бабочку, пытающуюся выбраться из кокона, но ему показалось, что она делает это слишком медленно, и он стал легонько дуть накокон. От тепла его дыхания кокон действительно почти сразу лопнул. Но то, что показалось на свет, было не бабочкой, а жалким существом с изуродованными крыльями. - Развитие и рост, - подытожил Мастер, - невозможно ускорить. Любое вмешательство лишь повредит.
РАЗОЧАРОВАНИЕ
Ученики никак не могли понять, по каким критериям Мастер соглашался учить одних и отказывал другим. Разгадка к ним пришла, когда однажды они услышали слова Мастера: - Не пытайтесь учить свинью петь. Вы зря потратите время. И разозлите свинью.
ОТКРЫТИЕ
Однажды между учениками разгорелась дискуссия о полезности чтения. Одни считали чтение потерей времени, другие с этим не соглашались. Решили узнать, что думает Мастер. - Приходилось ли вам когда-нибудь встречать на полях книги наспех сделанные заметки, которые оказывались не менее содержательными, чем сама книга? - спросил Учитель. Ученики утвердительно кивнули. - Жизнь, - сказал Мастер, - одна из таких книг.
УЯЗВИМОСТЬ
Мастер нашел идеальное решение для супругов, которые постоянно ссорились. Он сказал им: - Перестаньте заявлять о правах там, где можно попросить об одолжении. Ссоры сразу же прекратились.
КРИТИКА
Один любознательный ученик был удручен тем, что Мастер часто его критикует. - Прислушивайся к словам критика. Критик раскроет тебе то, что скрывают от тебя друзья, - сказал ему Мастер. Позже он добавил: - Однако критика не должна угнетать тебя. В честь критиков памятников не ставят. Памятники ставят в честь критикуемых.
ТРАВЛЯ
Ученик вспомнил в разговоре, как современники клеймили позором Будду, Иисуса, Магомета, называя их бунтарями и еретиками. Мастер сказал на это: - До тех пор, пока тысячи верующих не объявят человека богохульником, нельзя сказать, что он достиг Истины.
СОГЛАСИЕ
Один человек спросил, как ему наладить отношения в семье. - Тебе нужно научиться слушать жену. Человек серьезно воспринял совет Мастера. Месяц спустя он снова пришел к нему и сообщил, что научился слышать каждое слово, которое произносит жена. Улыбнувшись, Мастер сказал: - Теперь иди домой и научись слышать каждое слово, которое она не произносит.
ВЗРОСЛОСТЬ
- Проблема Вселенной в том, что люди не хотят взрослеть, - сказал Мастер со вздохом. - А когда можно сказать, что человек повзрослел? - спросил ученик. В тот день, когда отпадет необходимость во всем его обманывать.
ПРОСВЕТЛЕНИЕ
Мастер считал, что человек должен приобретать и знания, и мудрость. Когда его спросили, в чем разница, он ответил: - Знание достигается чтением книг и посещением лекций. - А мудрость? Чтением той книги, которой являешься ты сам. Позже он дополнил свой ответ: - Совсем не простая задача - в каждую следующую минуту жизнь преподносит новое издание!
СОЗЕРЦАНИЕ
Мастер часто повторял, что уже одно Безмолвие может вызвать в человеке глубокую трансформацию. Но он никогда не говорил, что такое Безмолвие. Когда его спрашивали об этом, он смеялся и прикладывал к сомкнутым губам указательный палец, что лишь усиливало недоумение учеников. Однажды произошел прорыв. Кто-то спросил: - А как достичь того Безмолвия, о котором ты говоришь? В ответ Мастер сказал что-то настолько обыденное, что ученики подумали, не шутит ли он. Но Мастер не шутил. - Где бы вы ни были, смотрите, когда кажется, что смотреть не на что; слушайте, когда кажется, что кругом тишина.
НЕВИННОСТЬ
Однажды на пикнике Мастер спросил: - Хотите знать, что такое просветление? Посмотрите на тех птиц, что летят над озером. Пока все смотрели, Мастер произнес: - Они оставляют на воде отражение, не сознавая этого, - а озеро не пытается его удержать.
ИСКУССТВО
- Зачем нужен Мастер? - спросил кто-то. - Научить тебя тому, что ты всегда знал, показать тебе то, на что ты всегда смотрел, - ответил ученик.
ПОДОЗРЕНИЕ
Путешественник спросил, как отличить истинного Учителя от ложного. Ответ Мастера был краток: - Если ты никого не обманываешь, то и тебя никто не обманет. Почему искатели считают честными себя, а в каждом учителе всегда пытаются найти обман?
СОРАЗМЕРНОСТЬ
Возлагая большие надежды на встречу с Мастером, посетитель был разочарован: он услышал лишь несколько адресованных ему банальных фраз. - Я пришел сюда в поисках Мастера, - жаловался он ученику. - А нашел обычного человека - такого, как все. Ученик ответил: - Мастер - это сапожник, у которого неиссякаемый запас кожи. Но кроит и шьет он по размеру твоей ноги.
СМЕЛОСТЬ
Разочарованный посетитель спросил: - Почему мое пребывание здесь не принесло никаких плодов? - Может быть, потому, что ты не осмелился потрясти дерево? - добродушно заметил Мастер.
БЕСПЕЧНОСТЬ
Мастер говорил: ничего не стоит воспринимать слишком серьезно, даже его учение. В связи с этим он любил рассказывать одну историю: - Мой самый первый ученик был настолько слабым, что упражнения просто убили его. Второй ученик тронулся умом, слишком усердствуя в практике. Третий отупел от чрезмерного созерцания. Сохранить здравый ум удалось лишь четвертому. - Почему? - неизменно спрашивал кто-нибудь. - Может быть, потому, что он был единственным, кто отказался выполнять мои упражнения. Взрыв смеха заглушал слова Мастера.
ТЩЕСЛАВИЕ
"Святой остается святым до тех пор, пока не узнает об этом".
БЕССТРАШИЕ
- Что такое любовь? - Полное отсутствие страха, - ответил Мастер. - Чего же мы боимся? - Любви.
ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ
- Существуют три уровня развития, - сказал Мастер, - физический, духовный и божественный. - Что такое физический уровень? - нетерпеливо спросили ученики. - На этом уровне смотришь на деревья - и видишь деревья, смотришь на горы - и видишь горы. - А духовный? - На втором уровне видишь суть вещей - деревья перестают быть деревьями, горы перестают быть горами. - А божественный? - А, это и есть Просветление, - хмыкнул Мастер. - Деревья снова становятся деревьями, а горы - горами.
БЕСПЛОДИЕ
Мастер терпеть не мог ученые разговоры. Он называл их "перлами мудрости". - Но если это перлы, почему ты их отвергаешь? - спросили ученики. - А вы когда-нибудь видели жемчуг, выращенный в огороде? - в свою очередь спросил Мастер.
ТРЕЗВОСТЬ
- Где мне найти Бога? - Он прямо перед тобой. - Но почему я не могу увидеть Его? - А почему пьяница не может увидеть свой дом? Позже Мастер добавил: - Разберись, от чего ты пьянеешь. Чтобы видеть, нужно быть трезвым.
ПРЕДПОЧТЕНИЕ
Согласно легенде, Бог однажды послал Ангела к Мастеру с таким вопросом: - Проси миллион лет жизни, хоть миллиард - и ты их получишь. Сколько ты хочешь прожить? - Восемьдесят лет, - тотчас ответил Мастер. Ученики были потрясены: - Но подумай: прожив миллион лет, сколько поколений учеников Ты взрастил бы своей мудростью!.. - Зная, что я живу миллион лет, люди будут думать скорее о продлении жизни, чем о мудрости.
ОБУЧЕНИЕ
- Учитель учит только тогда, когда ученик постигает. А постижение возможно лишь тогда, когда ученик позволяет себе принять обучение.
РАСЧЕТЛИВОСТЬ
Мастер высмеивал тех учеников, которые слишком долго и тщательно обдумывают каждое свое решение. - Тот, кто долго думает, прежде чем сделать шаг, всю жизнь проживет на одной ноге.
РЕВОЛЮЦИЯ
- Послушание поддерживает традиции, - говорил он. - Любовь знает, когда их можно нарушить.
ИМИТАЦИЯ
С тех самых пор, как он достиг Просветления, Мастер жил очень скромно - ему нравилась простая жизнь. Однако он смеялся над учениками, которые решили вести скромный образ жизни, пытаясь подражать ему. "Какой смысл копировать мои поступки, не зная их мотивов? - спрашивал он. - Или сами мотивы, не зная, откуда они взялись?" - Разве козел становится раввином оттого, что у него тоже есть борода?
ОСЛЕПЛЕНИЕ
Уже который день Мастер был в предсмертном забытьи. Время от времени он открывал глаза и неизменно видел рядом своего любимого ученика. -- Ты что, не отходишь от меня? - тихо спросил Мастер. - Я не могу, Учитель.Потому что ты - свет моей жизни. - Неужели я так ослепил тебя, сын мой, что ты отказываешься видеть свой собственный свет?
ПРИЯТИЕ
- Как стать великим человеком - таким, как ты, Мастер? - Зачем обязательно становиться великим? Быть человеком - уже великое достижение.
НЕСООТВЕТСТВИЕ
- Вы замечали, что загробной жизнью интересуются именно те, кто не знает, что делать с этой? Им нужна еще одна жизнь, которая длилась бы вечно. Есть ли жизнь до смерти - вот в чем вопрос.
НЕЗАВИСИМОСТЬ
Казалось, Мастера абсолютно не волнует впечатление, которое он производит на других людей. Когда ученики спросили, как ему удалось достичь такого состояния внутренней свободы, он рассмеялся: - До двадцати лет меня совсем не заботило мнение окружающих. После двадцати стало небезразлично, что обо мне подумают. Но однажды - когда мне было за пятьдесят - я вдруг обнаружил, что на меня никто и не думал обращать внимание!
ПРИВИВКА
К всеобщему удивлению, Мастер не одобрял идею религиозного воспитания молодежи. Когда ученики попросили его объяснить свою точку зрения, он сказал: - Сделайте юноше прививку - и вы убережете его от заболевания истиной, когда он повзрослеет.
ПОДЛИННОСТЬ
"Если есть уши, чтобы слышать пение птицы, нужно ли спрашивать у нее паспорт?"
СПОСОБ СТАТЬ МУЧЕНИКОМ
Мастер любил простых людей и с подозрением относился к тем, кто претендует на святость. Ученику, который пришел поговорить о браке, он посоветовал: - Только не бери в жены святую. - Почему? - не понял ученик. - Это верный способ стать мучеником, - весело отозвался Мастер.
УЗЫ
- Как мне стать свободным? - Выясни, кто связал тебя, - предложил Мастер. Неделю спустя ученик вернулся и сказал: - Никто меня не связывал. - Тогда зачем ты спрашиваешь об освобождении? Это был момент просветления для ученика, который внезапно стал свободным.
ПОНИМАНИЕ
- Что ты получил от Просветления? - Радость. - А что такое радость? - Понимание: когда потеряно все, ты понимаешь, что потерял лишь игрушку.
ДОВЕРИЕ
Мастер часто повторял: важно не то, что человек совершает, а то, чему он позволяет свершиться. Тем же, кто не понял, он рассказывал историю: Жил-был одноногий дракон. Обратился он как-то к сороконожке: - Как ты управляешь столькими ногами? Я, например, могу управлять только одной. - По правде говоря, - ответила сороконожка, - я ими вовсе не управляю.
ТАЙНА
Однажды Мастер рассказал историю о старинной чаше, которая с аукциона ушла за целое состояние, а до того принадлежала бродяге, закончившему свои дни в нищете. Бродяга понятия не имел об истинной цене самой чаши, в которую ему бросали жалкие гроши. Ученик спросил Мастера, что символизирует эта чаша. - Твое "я"! - был ответ. Ученик не понял, и Мастер объяснил: - Ты слишком высоко ценишь грошовые знания, полученные тобой из книг и от учителей. Лучше обрати внимание на сосуд, в котором их хранишь.
НЕНАСИЛИЕ
В одной деревне от укусов змеи пострадало так много людей, что мало кто осмеливался выходить в поле. Один Мастер убедил змею перестать кусаться. Жители деревни скоро увидели, что змея стала безвредной и начали забрасывать ее камнями. Как-то ночью, избитая, чуть живая, змея приползла к Мастеру в дом. Мастер выслушал ее жалобы и сказал: - Друг мой, люди перестали бояться тебя - это плохо! - Но ты сам учил меня не проявлять насилие! - Я сказал тебе не кусаться. Но не говорил не шипеть...
ЧУДЕСА
Человек проделал долгий путь по суше и по морю, чтобы самому убедиться в необычных способностях Мастера. - Какие чудеса сотворил твой Мастер? - спросил он одного ученика. - Смотря что называть чудесами. В вашей стране принято считать чудом, если Бог исполнит чью-то волю. У нас же считают чудом, если кто-то исполнит волю Бога.
ЗРЕЛОСТЬ
Ученику, который постоянно молился, Мастер сказал: - Когда же ты прекратишь опираться на Господа и сам станешь на ноги? Удивился ученик: - Но ведь ты и учил нас видеть в Боге Отца! - Когда же ты усвоишь, что отец не тот, на кого можно опереться, а тот, кто избавляет тебя от этой привычки?
ЧУТКОСТЬ
- Как мне достичь единения с Творцом? - Просто слушай. - Как я должен слушать? - Прислушивайся ко всему вокруг, внимай каждому шороху Вселенной. Но как только услышишь, что говоришь ты сам, замолчи.
АБСУРД
Мастер скреб кирпичом пол в комнате, где медитировал его ученик. Поначалу ученику это нравилось, он решил, что мастер проверяет его умение концентрироваться. Но когда скрежет стал невыносимым, ученик не выдержал: - Ради всего святого, что ты делаешь? Разве ты не видишь - я медитирую? - Я полирую кирпич, хочу сделать из него зеркало, - ответил Мастер. - Ты безумен! Разве можно сделать зеркало из кирпича? - Не более безумен, чем ты! Разве из эго можно медитировать?
ЯСНОСТЬ
- Не ищите Бога, - сказал Мастер. -- Просто смотрите - и вы увидите. - А как смотреть? - Когда смотрите на что-нибудь, старайтесь видеть только это и ничто иное. Ответ озадачил учеников, поэтому Мастер попытался упростить объяснение: - Например, вы смотрите на луну и видите только луну. - А что еще, кроме луны, можно увидеть, глядя на луну? - Голодный может увидеть головку сыра. Влюбленный - облик своей возлюбленной.
ГЛУБИНА
Мастер сказал бизнесмену: - Как рыба гибнет на берегу, так и ты гибнешь в мирской суете. Рыбе нужно вернуться к воде, а тебе - к уединению. Бизнесмен ужаснулся: - Мне что же - бросить свой бизнес и уйти в монастырь? - Нет-нет. Продолжай заниматься бизнесом и войди в свое сердце.
БОЖИЙ ДАР
- Каким праведным трудом я мог бы заслужить милость Божью? - спросил еврей. - Откуда мне знать? - ответил Мастер. - В твоей Библии говорится, что Авраам ежедневно проявлял радушие и Бог был с ним. Илия молился, и Бог был с ним. Давид правил царством, и Бог был с ним. - Можно ли как-нибудь узнать, что за работа пред назначена мне? - Можно. Спроси, что милее всего твоему сердцу, - и делай то, что оно велит.
ГАРМОНИЯ
Несмотря на приверженность традициям, Мастер не особо чтил законы и условности. Однажды между отцом и дочерью возник спор. Отец настаивал, чтобы в выборе будущего супруга дочь поступала сообразно с канонами религии. Мастер открыто стал на сторону девушки. Отец удивился: как мог такой благочестивый человек поддержать его дочь? Мастер ответил ему на это: - Пойми: жизнь сродни музыке. А для музыки чувства и интуиция важнее, чем законы.
ПРОРОЧЕСТВО
- Я хочу стать учителем Истины. - А ты готов терпеть насмешки, отчуждение и голод до сорока пяти лет? - Готов. Но скажи мне, что случится после сорока пяти? - Ты просто привыкнешь ко всему этому.
ПРАКТИЧНОСТЬ
Одна ученица готовилась к свадьбе. Из сострадания к бедным она уговорила родителей поступить вопреки общепринятым правилам. Было объявлено, что на банкете бедные гости сядут во главе стола, а богатые - у двери. Девушка смотрела на Мастера, ожидая увидеть в его глазах одобрение. Немного подумав, Мастер сказал: - Такая свадьба никому не будет в радость. Твои родители будут смущены, богатые гости сочтут себя оскорбленными, а бедняки останутся голодными, ибо, находясь у всех на виду, будут чувствовать себя неловко.
НЕВЕЖЕСТВО
Ученик Мастера был одаренным юношей. Отовсюду к нему за советом приезжали ученые, которые восхищались его познаниями. Когда правителю понадобился мудрый совет, он отправился к Мастеру. - Говорят, этот юнец очень много знает. Верно ли это? - По правде говоря, - сказал Мастер иронически,- парень читает так много, что я и представить не могу, откуда у него может взяться время на то, чтобы что-то знать.
ДАЛЬНОВИДНОСТЬ
Один заядлый картежник пожаловался Мастеру: - Вчера я попался на шулерстве, меня избили и выкинули из окна. Мастер смерил игрока взглядом и сказал: - На твоем месте я бы играл только на первом этаже. Ученики уставились на Мастера. - Почему ты не посоветовал ему бросить азартные игры? - спросили они. - Потому что я знаю: он не бросит, - просто ответил Мастер.
СПЛЕТНИ
Ученик признался Мастеру в том, что у него есть дурная привычка повторять сплетни. Мастер с усмешкой ответил: - Повторять - не такой уж большой грех; главное - ничего не добавлять от себя.
ДВИЖЕНИЕ
Ученики настойчиво просили Мастера научить их мудрости. Мастер сказал им однажды: - Мудрость нельзя выразить словами. Она проявляется в действии. Очертя голову, ученики кинулись действовать. Увидев это, Мастер громко рассмеялся и сказал: - Это не действие. Это движение.
ТЮРЬМА
- Ты очень гордишься своим интеллектом, - сказал Мастер ученику. - Этим ты напоминаешь мне заключенного, который гордится тем, что у него большая камера.
ЕДИНЕНИЕ
- Как добиться единения с Богом? - Чем упорнее этого добиваешься, тем больше отдаляешься от Него. - А как преодолеть это расстояние? - Осознать, что никакого расстояния нет. - Значит ли это, что Бог и я - одно? - Не одно. Но и не два. - Как такое возможно? - Солнце и его свет, океан и волны, певец и песня - не одно. Но и не два.
РАЗЛИЧЕНИЕ
Человек, которого предала любимая, жаловался Мастеру: - Я так обжегся, что больше никогда никого не полюблю. - Ты словно кот, который, сев ненароком на раскаленную плиту, поклялся, что больше никогда ни на что не сядет, - обронил Мастер.
ПОКЛОНЕНИЕ
Мастер сказал боготворившему его ученику: - Свет отражается от стены. Зачем же преклоняться перед стеной? Направь все внимание на источник света.
СУДЬБА
Одна женщина жаловалась Мастеру на судьбу. - Ты сама за нее в ответе, - сказал Учитель. - Но разве отвечаю я за то, что родилась женщиной? - Быть женщиной - это не судьба. Это твое предназначение. А твоя судьба зависит от того, как ты им распорядишься.
ПРЕОБРАЖЕНИЕ
Ученику, который постоянно всех критиковал, Мастер сказал: - Если ищешь совершенства, стремись изменить себя, а не других. Проще самому надеть сандалии, чем покрывать ковром всю землю.
УЧЕНИЧЕСТВО
Один посетитель просил Мастера взять его к себе в ученики, на что Мастер ответил: - Можешь жить у меня, только не становись моим последователем. - За кем же мне тогда следовать? - Ни за кем. Когда за кем-то следуешь, сбиваешься с истинного Пути. - Зачем тогда нужен Мастер? - Чтобы ты смог убедиться в том, что он не нужен.
УКРЫТИЕ
Мастер стал легендой еще при жизни. Рассказывали, что сам Бог однажды просил у него совета: - Я хочу поиграть с людьми в прятки. Я спросил у своих ангелов, где лучше всего спрятаться. Мне предлагали разные места: в глубине океана, на вершине самой высокой горы, на обратной стороне луны и на далекой звезде. А что бы посоветовал ты? Мастер ответил: - Спрячься в сердце человека - вот уж куда он и не подумает заглянуть! ----------------------------------------------------- Сборник составлен из материалов на блогах Майл-Ру.
|