Разделы новостей

Календарь новостей

Форма входа

Приветствую Вас Гость!

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 36

Статистика

Степной волк
Главная » 2009 » Март » 1 » О метафорах
О метафорах
08:00
 
Метафора - это рассказ, символ, образ, рисунок, музыка, истории, сказки, анекдоты, легенды.
 
* Однажды у мудрого человека спросили:
- Ты много странствовал по морям и далеким землям. Видел столько различных чудес. Скажи, какое из них самое великое на этом свете?
Мудрец ответил:
- Самое великое чудо то, что есть чудеса, о которых я не знаю.
 
Для чего рассказывать истории?...!
- Просто для удовольствия.
- Для изменения состояния, настроения.
- Для разрушения ограниченного взгляда на мир.
- Для изменения поведения.
- Для открытия новых возможностей и значений.
- Чтобы развить творчество.
- Для поощрения.
- Чтобы разогреть групповой аппетит.
- Чтобы сделать мысль запоминающейся.
- Чтобы сформировать яркие ассоциации в сознании слушателя.
- Чтобы ввести информацию, минуя сознание.
- Чтобы установить связь между прошлым, настоящим и прошлым.
- Чтобы познакомить с мудростью других людей.
- Чтобы создать игру.
 
Метафора - это оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-то аналогии, сходства, сравнения. Метафора основана на подобии или сходстве; она выражает аналоговые отношения: Х относится к У, как А относится к В. Для того, чтобы понять смысл метафоры, человек должен активизировать своё правое полушарие, а это значит, что бессознательное уловит нужный смысл.
Однако просто перенос названия не является тем, что мы обычно понимаем под метафорой. Например: слово монета - первоначально означало "та, которая увещевает, предупреждает и предостерегает", это обозначение Юноны. В Риме был храм Юноны Предостерегающей (Juno Moneta), рядом находился монетный двор. На то, что там чеканилось, был перенесен эпитет Юноны - предостерегающая (moneta). Теперь, когда мы произносим слово монета, мы не вспоминаем о богине.
Это пример переноса названия, не основанного на метафоре. Слово просто утрачивает одно значение и получает другое.
Метафора - размышление о ситyации или явлении, как о чем-то дpyгом. Напpимеp, в истоpиях, пpитчах и аналогиях. (Словарь теpминов нейpолингвистического пpогpаммиpования). Это перенос названия, при котором, мы отдаем себе отчет в том, что название используется не по его прямому назначению.
Когда мы говорим - до глубины (дна) души, под словом дно мы подразумеваем некий духовный феномен, не имеющий ничего общего с пространством и лишенный физических характеристик, таких как, например, поверхность или дно. Обозначая словом "дно" некоторую часть души, мы отдаем себе отчет в том, что используем это слово не в прямом смысле, и одновременно понимаем, что нужный нам косвенный смысл произведен от прямого.
Анекдоты и афоризмы тоже являются метафорой, строятся по-другому и являются по сути метафорой на гибкость мышления или нестандартный выход из ситуации. Часто анекдоты помогают лучше осознать, что все люди разные, а значит и разный взгляд на мир.
 
* Что это ты книгу вверх ногами держишь?
- А ты, что фрейдист?
- Причем здесь, Фрейд?
- Ну где ты у книги ноги-то нашел. Ты бы еще сказал, что я ей между страниц заглядываю.
 
Метафора не директивна, многослойна и каждый может найти в ней свой смысл.
 
* Ученик обратился к Магу:
- Ты рассказываешь нам истории, но не объясняешь, что они значат. Почему?
Маг отвечает:
- А когда ты отправляешься на рынок, чтобы купить апельсинов, просишь ли ты продавца, чтобы он попробовал их вместо тебя, оставляя себе кожуру?
 
Метафора нужна не только для того, чтобы, благодаря полученному наименованию, сделать нашу мысль доступной для других людей. Она необходима нам самим для того, чтобы объект стал доступен нашей мысли.
 
* "Гуи Дзы вечно говорит загадками, - как-то пожаловался один из придворных принцу Ляну, - Повелитель, если ты запретишь ему употреблять иносказания, поверь, он ни одной мысли не сможет толково сформулировать". Принц согласился с просителем. На следующий день он встретил Гуи Дзы."Отныне оставь, пожалуйста, свои иносказания и высказывайся прямо", - сказал принц. В ответ он услышал: "Представьте человека, который не знает, что такое катапульта. Он спрашивает, что это такое, а вы отвечаете, что катапульта - это катапульта. Как вы думаете, он вас поймет?" "Конечно, нет", - ответил принц. "А если вы ответите, что катапульта напоминает лук и сделана из бамбука, ему будет понятнее?" "Да, понятнее", - согласился принц. "Чтобы было понятнее, мы сравниваем то, что человек не знает, с тем, что он знает", - пояснил Гуи Дзы.
Принц признал его правоту.
 
Почему метафора является не только средством выражения, но еще и важным орудием мышления? Не все объекты легко доступны для нашего мышления, не обо всем мы можем составить отдельное, четкое представление. Наш дух вынужден, поэтому, обращаться к легко доступным объектам, чтобы, приняв их за отправную точку, составить себе понятие об объектах сложных и трудно уловимых.
 
* В струях фонтанов, которые
В несметном своем единстве
Хрустальными копьями вонзаются в небо
 
Струи фонтана представляются в виде хрустальных копий. Очевидно, что струи не могут быть копьями, но то, что поэт их так назвал, поражает воображение и доставляет эстетическое удовольствие. То же и в науке, сравнение электричества с жидкостью, света с волной и т.д.
Метафора задает определенную реальность, контекст, и таким образом задает форму взаимодействия. Например, спор - это война или спор - это танец предполагают совершенно разную картину реальности. Или в политике, если в период существования КПСС была военная модель. Классовая борьба, идейные баррикады, под огнем критики, отпор антисоветским партиям, рядовые бойцы партии, битва за светлое будущее и т.д. Постепенно она сменялась моделями пути и строительства.
 
* "Дорога к счастью и справедливости..., сбились с пути..., взяли правильный курс..., крутые повороты в экономике..., осторожные шаги... Мы воздвигли стены и подвели их под крышу..., мы все живем на этой стройке в разгар строительства..." - из обращений президента к Федеральному Собранию 1998г.
 
ТО ЕСТЬ, ДАЖЕ ГОВОРЯ ПРИВЫЧНЫМ ДЛЯ НАС ЯЗЫКОМ, МЫ, ТАК ИЛИ ИНАЧЕ, ДЕЛАЕМ ИЗВЕСТНОЙ СВОЮ МЕТАФОРУ СОБЫТИЙ.
Задумайтесь, что для вас означает жизнь, любовь, общение, работа. Из какой метафоры эти представления?
Рисунок как метафора, символ бессознательного имеет огромное значение для равновесия психики. По теории компенсации Юнга, бессознательное либо компенсирует, то чему сознание в данный момент уделяет слишком мало внимания, (это компенсирующие символы), либо отражает состояние сознания (комплиментарные символы). Таким образом, символ обладает целебным воздействием, стремясь к сбалансированности и целостности личности. Сам факт существования символа, говорит о том, что на каком-то уровне, есть значение, которое известно или ощущается нами. Если использовать метафору сознания как фокусировку зрения, то бессознательное - это периферийное зрение, а символ, тот инструмент, фокусирующий периферийное зрение, позволяющий перенести психическое содержание на сознательный уровень. В результате восстанавливается свободный поток психической энергии, что дает ощущение свободы, теперь уже не проблема контролирует нас, а мы проблему. Метафора: "человек несет физический груз в руках или в рюкзаке на плечах".
Чем больше времени посвящается исследованию символа, тем больше энергии вовлекается в этот процесс. Этого можно достичь, рисуя символ, публикуя о нем статьи, вызывая в сознании ассоциации или амплификации этого символа.
Существует несколько разделов, по которым мы в основном рассказываем истории, то есть чаще всего нуждаемся в этих историях:
достижение целей;
мотивация;
возможности, ресурсы;
пути и выбор;
необходимость процесса обучения;
внутренний самонастрой (скорей всего оптимистический и доброжелательный);
изменения
 
К а м е н о т ё с -----------------------------------------
 
Каменотёс много и тяжело работал. Он работал в каменоломнях целый день, пока на землю не опускались сумерки. Его руки были натружены и покрыты множеством мозолей. Его спина была всегда согнута, а лицо было сумрачным и вытянутым.
Он был несчастлив. И однажды он сказал:
- Это не жизнь. Почему моя судьба сделала меня тем, кто я есть? Почему я не могу быть кем-нибудь более богатым? Если бы только я стал богатым, я был бы счастлив.
Ему явился Ангел и спросил:
- Что должно случиться с тобой, чтобы ты ощутил, что ты богат и счастлив?
- Ну, это просто. Если бы я был богатым, я бы жил в городе, в великолепной квартире на верхнем этаже. Я мог бы любоваться небом. В комнате стояла бы большая кровать с балдахином, застеленная шёлковыми прохладными простынями, и я спал бы там целыми днями. Вот тогда я был бы счастлив.
- Ты богат, - сказал Ангел, взмахнув рукой.
И он стал богатым. Он жил в городе, в великолепной квартире на самом высоком этаже. Он спал в кровати, застеленной прохладными простынями, и был счастлив.
Это продолжалось до того момента, пока однажды рано утром его не потревожил шум, доносившийся с улицы. Он соскочил с кровати и подбежал к окну. Посмотрев вниз, он увидел огромную золотую карету. В неё были запряжены красивые скакуны, а позади шли солдаты. Это был Король. И люди, заполонившие улицы, приветствовали его и преклонялись перед ним.
И богач внезапно понял, что несчастлив.
- Я так несчастен. Король более могущественный человек, чем я. Если бы я только мог стать Королём, я был бы полностью счастлив.
И снова явился Ангел и сказал:
- Отныне ты Король.
И он стал Королём. И был счастлив. Он чувствовал свою власть и могущество. И ему нравилось, как люди высказывают своё почтение, и то, что они служат ему, и то, что он мог решать, должен ли кто-то жить или умереть. И он был счастлив.
Но вот однажды он обратил внимание на Солнце. И увидел, что оно может делать такие вещи, которые ему и не снились. Он увидел, как Солнце превращает поля из зелёных в жёлтые, а из жёлтых в коричневые. Он видел, как Солнце высушивает самые широкие реки и не оставляет ничего, кроме иссушённых берегов, покрытых илом. Он видел, как Солнце лишает жизни сами источники жизни.
И тут он понял, что несчастлив.
- Я так несчастен. Солнце более могущественно, чем я. Если бы только я мог стать Солнцем, я был бы счастлив.
И снова к нему явился Ангел и сказал:
- Ты - Солнце.
И он стал Солнцем. И был счастлив. Он чувствовал свою силу и могущество. И ему нравилось, что он может превращать цветущие зелёные поля в коричневые, высушивать реки и изменять мир. И он был действительно счастлив.
И он управлял миром, стоя в зените и радуясь своей силе.
Это длилось до тех пор, пока он не заметил Облако, большую чёрную грозовую тучу. И он увидел, какой силой обладает Облако, превращающее коричневые, иссушённые поля в цветущие ковры, наполняющее реки силой, изливающее воду и возвращающее миру жизнь.
И он впал в депрессию.
- Я так несчастен. Это Облако намного могущественнее меня. Если бы только я мог стать Облаком, вот тогда бы я был счастлив всегда.
И явился ему Ангел и сказал:
- Ты - Облако.
И он стал Облаком, и был безмерно счастлив. Он наслаждался ощущением своей силы и могущества. И ему нравилось, что он может по своему желанию исправлять работу Солнца и возрождать жизнь там, где, казалось, не оставалось ничего живого. И первое время он был действительно счастлив.
Пока однажды прямо перед собой он не увидел Скалу. И он увидел, как она, чёрная, сильная, несгибаемая — неизменна. И он заметил, что неважно, как долго и сильно поливают её дожди, ничто не могло изменить или разрушить Скалу. Скала была прочной и устойчивой.
И он снова ощутил горечь несчастья. И сказал:
- Я так несчастен. Если бы я мог стать скалой, я вновь обрёл бы счастье.
И снова явился Ангел и сказал:
- Ты - Скала.
И он стал Скалой, и наслаждался своей силой и могуществом, и был счастлив. Он радовался своей непобедимости и превосходству. Ему нравилось ощущать, что он может противостоять всему, что бы ни уготовила ему Природа. Он смеялся над Солнцем и дразнил Грозовую Тучу.
И это продолжалось до тех пор, пока однажды не пришёл Каменотёс.
 
М л а д ш а я   д о ч ь   в о ж д я ------------------------------------
 
Однажды два моряка отправились в странствие по свету, чтобы найти свою судьбу. Приплыли они на остров, где у вождя одного из племён было две дочери. Старшая - красавица, а младшая - не очень.
Один из моряков сказал своему другу:
- Всё, я нашёл своё счастье, остаюсь здесь и женюсь на дочери вождя.
- Да, ты прав, старшая дочь вождя - красавица, умница. Ты сделал правильный выбор - женись.
- Ты меня не понял, друг! Я женюсь на младшей дочери вождя.
- Ты что, с ума сошёл? Она же такая… не очень.
- Это моё решение, и я это сделаю.
Друг поплыл дальше в поисках своего счастья, а жених пошёл свататься. Надо сказать, что в племени было принято давать за невесту выкуп коровами. Хорошая невеста стоила десять коров.
Пригнал он десять коров и подошёл к вождю.
- Вождь, я хочу взять замуж твою дочь и даю за неё десять коров!
- Это хороший выбор. Моя старшая дочь - красавица, умница, и она стоит десяти коров. Я согласен.
- Нет, вождь, ты не понял. Я хочу жениться на твоей младшей дочери.
- Ты что, шутишь? Не видишь, она же такая… не очень.
- Я хочу жениться именно на ней.
- Хорошо, но, как честный человек, я не могу взять десять коров, она того не стоит. Я возьму за неё три коровы, не больше.
- Нет, я хочу заплатить именно десять коров.
Они поженились.
Прошло несколько лет, и странствующий друг, уже на своём корабле, решил навестить оставшегося товарища и узнать, как у него жизнь. Приплыл, идёт по берегу, а навстречу женщина неземной красоты.
Он её спросил, как найти его друга. Она показала. Приходит и видит: сидит его друг, вокруг детишки бегают.
- Как живёшь?
- Я счастлив.
Тут входит та самая красивая женщина.
- Вот, познакомься. Это моя жена.
- Как? Ты что, женился ещё раз?
- Нет, это всё та же женщина.
- Но как это произошло, что она так изменилась?
- А ты спроси у неё сам.
Подошёл друг к женщине и спрашивает:
- Извини за бестактность, но я помню, какая ты была… не очень. Что произошло, что ты стала такой прекрасной?
- Просто однажды я поняла, что стою десяти коров.
------------------------------------------------------------
Источник: http://www.nlplife.ru/
 
 
Категория: Информация | Просмотров: 812 | Добавил: steppenwolf | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 2
1 Kirillovs  
0
Зачет, сенкс автору smile

2 soul  
0
Как говорил Пушкин: "Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок."...
Хотела бы добавить, что метафоры часто помогают человеку осознать и понять свои проблемы (психотерапевтическая роль метафор)... Смысл метафор (будь то сказка, притча, стихотворение, музыка и т.д.) "попадает в точку", но несколько отстраненным путем.. Проблемы человека при этом могут "высветиться", но предстают более расплывчато и спокойно... Например, повествование (притча) может пробудить скрытые возможности и способности человека, но неким обобщенным и отнюдь не напористым образом... Поэтому метафоры, думаю, являются мощным и одновременно изящным инструментом для саморазвития, внутренних изменений и личностного роста человека.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]