Категории каталога

Форма входа

Приветствую Вас Гость!

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 36

Статистика

Степной волк

Главная » Статьи » Информация

Венеды (информация к размышлению)

Название «венеды» встречается в текстах античных историков, начиная с Тацита. По свидетельствам некоторых античных авторов, они жили по Висле и побережью Балтийского моря, а по мнению других, - к северу от Карпат и на Нижнем Дунае.
Вокруг этнической принадлежности венедов до сих пор идут жаркие споры, и большинство выдвигаемых теорий имеют спорный характер.
По одной из теорий, венеды - то же самое, что славяне. По другой, они представляли собой отдельную этническую группу - либо коренную, либо появившуюся здесь в результате одной из миграционных волн. Можно предполагать, что часть венедов на рубеже VII-VIII веков переселилась восточнее и влилась в состав восточных славян. Возможно, этноним «венеды» сохранился в наименовании восточнославянского племени вятичей (произносилось «вентичи»). В средние века новгородцы называли себя «словене» (подчёркивая тем самым своё отличие от населения Киевской Руси) - в принципе и в этом слове можно найти морфему «вене». В то же время имеются археологические и антропологические свидетельства того, что в Новгородской земле расселилось несколько волн мигрантов с юго-западного балтийского побережья.
Плиний Старший и Тацит с некоторыми колебаниями причисляли венедов к сарматам, зато готский историк Иордан (VI век) считал их славянами («Sclaveni»).
Названия Wenden, Winden употреблялись немцами в средние века для обозначения славян вообще, а слово «Россия» по-фински и по-эстонски звучит, соответственно, «Venaja» и «Vene» Предполагают, что эти этнонимы также связаны с названием «венеды».
Согласно славянофильской теории, венеды были арийским протославянским народом, покорившим и заселившим регион между Балтийским и Адриатическим морями.

Венеты (лат. Veneti),

1) группа племён, населявших в древности северный берег Адриатического моря, к С.- В. от р. По. Согласно археологическим данным, В. появились здесь в 12 -11 вв. до н. э.; сначала занимали приальпийские долины, затем распространились к Ю.- В. Основное занятие - земледелие и скотоводство, в особенности разведение коней (многочисленные находки удил в погребениях, изображений лошадей).
Главные предметы торговли - рабы, скот, кожи и янтарь, доставлявшийся с берегов Балтики через альпийские перевалы. Главные города - Атесте (современный Эсте), Патавиум (современная Падуя). В. были союзниками римлян в их борьбе с кельтскими племенами (4 в. до н. э.), во время 2-й Пунической войны (218—201 до н. э.) поддерживали Рим против карфагенского полководца Ганнибала. В начале 2 в. до н. э. началась римская колонизация области расселения В.
Со 183 до н. э. территория расселения В. входила в состав римской провинции Цизальпинская Галлия (в 89 до н. э. В. получили права латинского гражданства, в 49 — римского гражданства). О языке В. позволяют судить около 200 посвятительных и надгробных надписей, выполненных алфавитом греческого происхождения (5 - 1 вв. до н. э.) и найденных в основном в Атесте (современный Эсте). Язык В. считается в современной науке самостоятельной ветвью индоевропейских языков, имеющей ряд общих черт с германскими и италийскими языками.
Существует также точка зрения, относящая В. к племенам иллирийского происхождения.

2) В. называется также кельтское племя, жившее на берегах Атлантического океана и подчинённое Юлием Цезарем во время галльских походов 58 - 51 до н. э.

3) В. (чаще венедами) обозначалась у древних авторов западная ветвь славянских племён.

(Лит.: Немировский А. И., История раннего Рима и Италии, Воронеж, 1962: Модестов В., Венеты, «Журнал Министерства народного просвещения». новая серия, 1906, № 1, 2, 3: Georgiev V., Illyrier, Veneter und Urslawen, «Балканско езикознание», София, 1968, [т. 13, № 1]. А. И. Немировский.)
-------------------------------------
Как Литовцы на Севере около Вендского залива у Фриш и Куриш-Гафа (Шафарик и Меркатор. Weltbuch Amsterdam. 1607 год)... Между тем та и другая страна находились когда то под сильным влиянием и нравственным давлением Славян. В население как той, так и другой вошла масса Славянской крови. Славяне, смешавшись с Голядью, образовали некогда Венедов или Вендов, Ванов, которые сидели по Вендскому заливу. Впоследствии, двигаясь к Северу, Литва смешалась с Ливью и Эстами, из чего вышла новая Литва (Летты, Латыши), не утратившая свой Санскритский корень, близский всему Славянству, и исповедывавшая когда то Православие. С XIY столетия начинается разрыхление этого ядра чисто внешними Польскими соображениями, которые кончились бы таким же Порусским уничтожением, еслиб не Екатерина II, спасшая Литву от обращения в Немцев. При всем том, что сделано Поляками теперь не легко исправить, и Католичество, пустив глубокие корни, делит как бы на двое древнюю Вендскую землю (Вакланд, Холмгард). Следовательно и там были Руссы, - по пути из Варягов в Греки, - которым местность вокруг Риги была хорошо известна по родству с Вендами, Булерцами и Сысольцами, жившими около Риги или Рога, до Виндавы и Россиен, до Вендена (Венда) и Велина (Феллина), до Валька (Валки) или Волока.
Все это напоминает нам Самоготию, Курляндию и Юго-Восточную Лифляндию, где во II столетии жили Венды-Сербы, двинувшиеся тогда же против Гутонов или Готов, к Юго-Западу, и дошедшие еще раньше появления Гуннов, до Лабы, где они уже и прежде сидели, пока не были оттеснены Кельтами с Запада и Готами с Севера. Южнее Шкудичей, по верхней Соляве, Льстре и Мльдаве лежала собственно земля Сербско, т.е. Сербская.
Эта Сусла встречается также в земле Стырке (Штирия), одинаково в Курляндии, где по сю пору сохранились урочища: Гросс-Сусей, Сосситень, Соусгаллен, Сусойгов, Сусойбах, Сусой церковь и приход, что опять указывает на движение Вендов от Двины к Лабе. В Курляндии эта Сусла смешалась с Корсью или курами - отчего и произошли Летты.
Так, из летописей по Русской земле известно, что древние Пруссы или Поруссы, т.е. Венды или Ваны поклонялись Солнцу, как живительной силе, Луне - важной ночной спутнице Земли и звездам, этим украшениям небес, этим безчисленным миркам, воспетым стократ и на Востоке, где зародилось учение Зороастра и откуда впоследствии шли Волхвы на поклонение Христу, предводимые руководною вечернею звездою.
Может быть, на таких же основаниях жили Славяне вокруг Люнебурга. Как они, так и Славяне по Соляве, обратившись когда то в Немцев, но ныне помнят свое происхождение от Вендов и зовут себя на Севере Вендами, а на Юге вокруг города Альтенбурга (Ветвар), Альтенбургскими Вентами.
И действительно, то хроники, то летописи упоминают о Швейцарских Виндах, о Ретующих Славянах (Так назывались Славяне, жившие в Реции), которые оставили в наследство позднейшим жителям множество своих имен.
Немцы, продолжающие называть себя Вендами, Лужичанами, Кашубами и даже Поляками, значит еще не совсем Немцы, значит они еще не забыли своей настоящей народности, хотя со стороны Пруссии и делается все возможное для окончательной их германизации.
Далее, Рин, вытекая из Константского или Боденского озера, иначе Тургово, образует залив, который Римляне звали Venetus lacus, т.е., Вендское озеро, на котором расположено знаменитое для Славянства место - Констанц или Костаница, где сожжен Гус. ...На реке Ааре расположен город Виндонисса.
Там, между Шельдою и Маасом, где ныне Брюссель, жили Беловаки, Вендский род, покоренный Юлием Цезарем в 57 году до РХ.
Земля между реками: Сеною, Луаром и Роною до Лиона, Цезарь называет страною Кельтов или собственно Галлиею. Это место, по Страбону, Кельтика (Бретань, Нормандия и Лугдония), чрезвычайно для нас интесно, так как тут жили Венеды и Анты. Начиная с г. Тура, т.е. Турова, на Луре (Луаре), соименного Турову на Припети (Припяти), Славянские урочища встречаются все чаще и чаще, подходя к морю. За рекою Сартою (Сарт, племя Индо-Европейское, живущее вокруг Туркестана), жили по Луаре сплошною массою Анты, т.е. Днестровские Тиверцы и отчасти Угличи. Далее следовали по морскому берегу Венеды с их городом Венеда (Venetia), ныне Ван, соименный озеру Ван (Тмутаракань у истоков Тигра и Евфрата) и приходу в Курляндии Ваны и Анты. В этой Атлантической Венеде известны еще были 4 приморских города, хотя имена их утрачены после их разорения Цезарем. К северу у взморья лежал, по Страбону, Виндский порт, нынешний Брест, соименный Бресту-Литовскому и Бресту-Куявскому на Висле. Острова Бель-иль к югу от Вана назывались по Цезарю и Страбону Венедскими или Виндскими.
Но вскоре все они возстали, и Цезарь должен был употребить особые усилия для покорения приморских Венедов, которые, торгуя от Ангии (Англии) до Испании, владели отличным торговым флотом и потому против них пришлось употребить подобные же средства, как некогда то было сделано Александром Македонским при осаде Тира и Сидона. По замыслу этих то Вендов, Красс, расположенный со своим легионом у устьев Луары, неожиданно очутился в центре возстания. ...Что союз с жителями Британского полуострова мог состояться, мы уже знаем из того, что сказано было выше о приморских жителях Виндах, на южном берегу Британии. Так, на карте Англии времен Юлия Цезаря (Меркатор. Гильфердинг. Шафарик), оказывается старый Виндский форт (Vindelis ante forte); далее идет Vindogladio - Виндский мечь (Wincburne); Serbiodonum (Schaftesbury), потом Vente Bulgarum (Winchestre). Потом Segontium et Vendonum и т.д. Эти урочища подтверждают возможность союза с Британскими Виндами.
------------------------------------------------------------------
Венеды, венеты, финикийцы

Карамзин скрупулёзно описывает фантастическую путаницу у древних и новых авторов по поводу венедов и венетов, а также их взаимоотношений с финикийцами.

"Ещё в самой глубокой древности, лет за 450 до Рождества Христова, было известно в Греции, что янтарь находится в отдалённых странах Европы, где река Эридан впадает в Северный Океан (см. Геродота, кн.III, и Баера de numo Rhodio и его Opuscul. ad Historiam Antiquam, стр.500), и где живут Венеды. Вероятно, что Финикияне, смелые мореходцы, которые открыли Европу для образованных народов древности, не имевших об ней сведения, доплывали до самых берегов нынешней Пруссии, богатых янтарём, и там покупали его у Венедов". (с.37-38, 179)
"Зная единственно Адриатических Венетов, Греки искали Эридана в Италии, и думали, что он есть река По. Но Диодор Сицилийский (кн.V) и Плиний (кн.XXXVII, гл.2 и 3) ясно говорят, что янтарь собирается в Северной Европе, и что там, а не в Италии, течёт славная река Эридан. Баер разумеет под сим именем Западную Двину"
(Opuscula, стр. 527, 528). Некоторые считают Славянами и Венетов Италиянских, будто бы пришедших с Антенором из Фригии после разрушения Трои, <...> - см. Иорнанда de reb. Get. гл.29, и Павла Диак. de gest. Longobard., кн.II, гл.14 <...>. Но Страбон, которому надлежало знать Италиянских Венетов, признаёт их (стр.298) за один народ с Белгическими Галлами-Венетами, побеждёнными Цесарем в морском сражении..." (с.179-180)
"Доныне в Германии именем Вендов означают Славян: думают, что Немцы назвали их так от глагола sich wenden, обращаться, переходить с места на место. Финны и всех русских именуют Венналенами". (с.180)
"Во время Плиния и Тацита, или в первом столетии, Венеды жили близ Вислы, и граничили к Югу с Дакиею". (с.38)
"Птолемей Астроном и Географ второго столетия, полагает их на восточных берегах моря Бальтийского, сказывая, что оно издревле называлось Венедским". (с.38)
"Гаттерер считает Птолемеевых Венедов Немцами, т.е. Вандалами, воображая, что Славяне назвались их именем, заняв после берега моря Бальтийского (см. его Weltgesch. и Comment. Societ. Gottingensis, XII, 263)". (с.181)
"Некоторые Учёные (не говорю уже о Мавро-Урбинах, Раичах и подобных Историках) доказывают, что Венеды-Славяне были Скифы. "Филипп Македонский, по их мнению, разрушил Монархию Скифскую; из остатков её, кажется, произошли другие народы, а в числе их и Венеды: ибо некоторые Скифские имена, сохранённые Историками, могут быть изъяснены языком Славян" (см. Allg. Weltgesch. nach dem Plane Guthrie und Gray, T.III, или в Гебгарди Gesch. der Wenden, I, в предисл. стр.21)". (с.182)
"Из Азии ли они пришли туда [на берега моря Бальтийского - Pirx], и в какое время, мы не знаем. Мнение, что сию часть мира должно признавать колыбелию всех народов, кажется вероятным, ибо согласно с преданиями Священными, и все языки Европейские, не смотря на их разные изменения, сохраняют в себе некоторое сходство с древними Азиатскими; однако ж мы не можем утвердить сей вероятности никакими действительно историческими свидетельствами, и считаем Венедов Европейцами, когда История находит их в Европе". (с.38)
Напомню здесь же об отождествлении финикийцев с венецианцами (венетами), осуществлённом ещё Морозовым и до сих пор никем не опровергнутом: в самом деле, между названиями "венецианцы" и "финикийцы" отличий не больше, чем между "библиотекой" и "вивлиофикой". А воспроизведённая Карамзиным путаница в источниках - это хороший аргумент в пользу отождествления венеды=венеты=венецианцы=финикийцы. http://www.newchrono.ru/frame1/Publ/privet.htm
------------------------------------------------------------------

Вендская держава, раннефеодальное государство полабских славян - бодричей, лютичей и поморян, существовавшее с 40-х гг. 11 в. до 1-й трети 12 в. на побережье Балтийского моря, между устьями рр. Лаба и Одра. Сплочение «вендских» (славянских) племён под единой княжеской властью, обусловленное процессом феодализации, ускорялось необходимостью отражения германо-католической агрессии. Создатель В. д. бодричский князь Готшалк (правил в 1044-66) и его преемник князь Крутой (1066-93) временно подавили сепаратизм племенной знати. Однако непрочность В. д. сказалась уже на рубеже 11-12 вв. Князь Генрих (сын Готшалка), именуемый в документах также королём, подпал под влияние знати, искавшей содействия саксов или датчан, призвал немецких епископов. Ослабленная внутренними неурядицами, В. д. распалась окончательно около 1129.

Древнейший индоевропейский народ Европы ВЕНЕТЫ занимал обширные территории Европы и играл большую роль в истории Европы с 2000 г. до н.э. по 17 в. до н.э. Отголоски тех времён это город Венеция в Италии, Боденское озеро в Южной Германии, которое римляне называли (Lacus Venetus), в Нижней Саксонии земля Полабских славян - Бодричей (Ободритов) утративших, к сожалению, славянскую речь в конце 18 в.н.э., до сих пор называется ВЕНДЛАНД (г. Люков) к югу от Гамбурга (Люнебургская пустошь).

Остатки Полабских Сербов, занимавших южную часть ГДР, сохранившихся на территории Лужицы по берегам реки Спрева - Шпрее, МИЛЬЧАН (Мильчане, Гломачи и Нишане в Горной Лужице), и ЛУЖИЧАН (Лужичане и Нижичане в Долинной Лужице) немцы до сих пор называют ВЕНДЫ. В отношении славян сохранили память о старом их имени и финские народы Балтики, называют Россию - Венейей, а русских - Венелайнен. В наши дни ученые России проанализировали язык 300 “берестяных грамот” обнаруженных в районе Пскова и Великого Новгорода, и пришли к выводу, что заселение земель Северной Руси славянами шло, не как раньше думали с нижнего Поднепровья, а с западных славянских земель, южного берега Балтийского моря: земель поморян - Поморянии, земель Ободритов – Вендланд (которые теперь называются в ФРГ Шлезвиг, Мекленбург, Люнебургская пустошь) и Полабской Сербии – осколком, которой и является Лужица. Русский посол в Константинополе и в Вене Е.П.Новиков до дипломатической работы посвятил сербо - лужицким языкам магистерскую диссертацию, которая была опубликована типографией Московского университета в 1849г. под названием “О важнейших особенностях лужицких наречий”, где он отмечал, что русский человек воспринимает серболужицкий язык, как переходный между западнославянскими языками (поляков и чехов) и восточнославянским русским языком, этот же факт подчеркивал и И.И.Срезневский в 1840г.
http://www.rastko.org.yu/rastko-lu/istorija/spriamcuk-luzicane.html
---------------------------------------------------------------------
Kаменный замок меченосцев Венден был построен в 1207 году, неподалеку от уже имевшегося там (старого, деревянного - около озера Арайши, на территории, где жили венды, и по имени которых новый замок получил свое название) замка вендов (castrum wendorum) и связанного с городищем на Ореховой горе (Riekstu kalns). Это городище в 9 -13 вв. было заселено вендами, жившими в Цесисе рядом с лэттами[5].
О вендах многократно говорит Генрих Латвийский, выделяя их среди племен, живущих рядом с ними, - ливов и лэттов[6]. В Рифмованной же хронике о вендах практически ничего не говорится, лишь упоминается "Вендская земля" (40; 37, 1417), и, по мнению Г.Вирхуфа (один из священников Цесиса), автор Рифмованной хроники просто перепутал вендов с латышами.
Венды - древний этноним с основой ven(e)d - является обозначением славян в целом или отдельных их частей или групп в немецком и прибалтийско-финнских языках: он применялся к славянам как к этническому целому, и это название было дано им извне и применялось только соседями - неславянами. Ср. нем. Wenden, Winden, -windish, Wendish, эст.Wene, Welane "русский", финск. Venaja -"русский язык", Venalainen - "русский". Vena - "Русь", Venaks - "по-русски" (13). Это же название у целого ряда авторов (как отмечают В.В.Иванов и В.Н.Топоров) в формах Venedi, Venadi, Veneti встречается в тех местах, где позже отмечены славяне[7].
..............................................................
В тексте Ливонской хроники говорится о многочисленности вендов и рассказывается, что "венды в то время были бедны и жалки: прогнанные с Винды, река в Куронии, они жили сначала на Древней Горе, у которой был построен город Рига, но откуда были опять изгнаны курами; многие были убиты, а остальные бежали к лэттам, жили там вместе с ними и очень обрадовались приходу священника" (8; Х,14). Нигде в тексте Ливонской хроники не говорится о том, что венды в то время еще враждовали с немцами (хотя Ливонская хроника - это во многом хроника борьбы немцев с другими местными племенами). Это особое отношение к немцам (и наоборот) наводит на мысль, что венды, столкнувшись с враждебностью к себе местного населения, возможно, воспринимали немцев в какой-то мере как "своих" - выходцев из "их" германизированной Славии. Далее говорится, что "братья-рыцари со своими вендами" воевали с язычниками, что венды жили в одном замке с немцами (8; ХП1,5), многие из вендов составляли что-то вроде наемного войска у меченосцев [13]; в 1225 году папский легат в Ливонии внушал братьям-рыцарям налагать на вендов "лишь легкое бремя" (8; XXIX.3).
-------------------------------------------------

Венедское поселение Рига находилось у холма Куббе, в районе современной Эспланады и Академии Художеств, в самом центре современной латвийской столицы.

Как известно, в 2001 году Рига пышно отметила своё 800-летие. И таится в этом обидная историческая несправедливость! Ведь задолго до того, как епископ Альберт заложил свой НЕМЕЦКИЙ город, здесь уже существовали поселения местных жителей. Увы, но мы никогда не сможем определить с точностью, насколько это было давно…
Известно, что уже в конце XII века, в излучине речки Риги, или Риге (она впадала в Даугаву недалеко от нынешнего железнодорожного моста), в районе площади Альберта, существовало поселение ливских торговцев и ремес­ленников.
Но когда же тут поселились люди? По свидетельству датского летописца Саксона Грамматика, шведские викинги в конце IX и в начале X века появляются у «города на Двине» и дважды разрушают его.
Авторитетнейший археолог Андрис Цауне отмечает, что несомненного культурного слоя XI века ни на одних раскопках, до сих пор проводившихся в Риге, пока не обнаружено. Были найдены лишь отдельные древности той эпохи. Это немногочисленные вещи куршей (бронзовые крестовидные булавки), латгалов (украшения с колокольчиками) и при этом нет ни одного (!) предмета ливского происхождения. В отличие от Даугмале и Лаукскола в слоях X-XI веков отсутствуют предметы иноземного происхождения – наличествуют исключительно местные!
Гораздо богаче находки XII века. Именно они позволили определить точное расположение рижских поселений, существовавших к моменту прибытия сюда немецких завоевателей. Любопытно, что среди находок этого времени преобладают предметы, привезённые с Руси. Это стеклянные бусы, шиферные веретенные пряслица, раковины каури, бронзовые крестики, перстни, всевозможные браслеты. Некоторые из этих привозных предметов на территории Латвии в большом количестве обнаружены только в Риге, например, фрагменты излюбленных русскими горожанками стеклянных браслетов. Если в Риге известно более 500 их находок, то общее число фрагментов браслетов, обнаруженных в других латвийских археологических объектах того времени, ограничивается лишь двумя десятками.
В этой ситуации особо любопытен тот малоизвестный факт, что на территории Старого города были обнаружены предметы вендского происхождения. Почему-то эта тема старательно замалчивается. Но кто же такие эти венды, венеды, венеты -- самый загадочный народ в латвийской истории?
Справка от музы Клио. Ранние известия о славя­нах в античных источниках относятся к началу I тыс. н. э. Римскими авторами они именовались венедами или венетами. О них впервые упомянуто в труде Гая Плиния Старшего (23/24 -- 79 годы н. э.) «Естественная история», содержащем географическое описание Ев­ропы, Северной Африки и Ближнего Востока. О том, что под этим именем действительно скрывались славяне, свидетельствует Иордан -- автор «Гетики», написанной в середи­не VI века. Он сообщает, что венеты - «многочисленное племя», проживав­шее «от истоков Вистулы (античное название Вислы – И.Г.) на огром­ных пространствах... Хотя теперь их названия меняются в зависимости от различных родов и мест обитания, преимущественно они всё же называ­ются славянами и антами».
Сведения о венедах содержатся в сочине­нии Публия Корнелия Тацита «Германия», написанном в 98 году. Их областью была тогда территория между Германией и сарматами, западными пределами которых считалось Среднее Поднепровье. Описаны они и Клавдием Птолемеем, в его труде «Географическое руководство» (третья четверть II века). Там сообщается, что венеды - один из крупнейших этносов Европейской Сарматии. Венедами в раннем средневековье называли славян их западные соседи германцы, что зафиксировано множеством письменных источников. Гер­манское название сохраняется за славянами доныне – именно так немцы именуют славян-лужичан. Венедами называют славян и прибалтий­ские финны (эстонское wene, финское venelainen, карельское venea -- русские, Vena -- Русь). Ранее предполагали, что это название славян было заимство­вано от германцев. Однако новейшие археологические изыска­ния показывают, что славяне вступили в контакты с прибалтийскими финна­ми независимо от германцев в сере­дине I тыс. н. э., когда поселились на землях в бассейнах Ильменя и Псковского озера. При­шли же они из областей, прилегающих к Висле, которые, согласно уже упомянутому Иордану, принадлежали славянам-венедам.
Любопытно, что в латвийских учебниках истории о вендах стараются не упоминать вообще, а относительно их самих, известный латышский историк Э.Мугуревич сделал глубокомысленное заключение, что это «одна из групп курземских ливов, живших в низовьях Венты и получивших своё имя от этого гидронима».
С вендами связаны некоторые сделанные в Риге находки XII-XIII вв. Ничего похожего на эти предметы в латвийском археологическом материале до сих пор не обнаружено! Археолог А.Цауне указывает, что «ввиду примитивного исполнения и дешевизны сырья их нельзя считать привозными», следовательно, они однозначно относятся к местной материальной культуре. Это, прежде всего, небольшие деревянные палочки с вырезанными на конце двумя или четырьмя человеческими лицами. Они напоминают находки многоголовых изображений богов в землях западных славян в теперешней Восточной Германии, на Волыни и на Западной Украине (Збручский идол). Ближайшие аналоги некоторых рыболовных принадлежностей, найденных при раскопках на территории Риги, можно обнаружить в археологическом материале польского поморья.
В X главе своей хроники Генрих Латвийский, описывая крещение вендов в Цесисе, отмечает: «Венды в то время были бедны и жалки: прогнанные с Винды, реки в Куронии, они жили сначала на Древней Горе, у которой ныне построен город Рига, но откуда были опять изгнаны курами; многие были убиты, а остальные бежали к лэттам, жили там вместе с ними…». Так как Цесисский могильник вендов, открытый возле станции Цесис, датируется XI веком, можно с уверенностью предположить, что в окрестностях Риги венды жили примерно в середине XI века, или даже раньше (могильник у Домского собора). Таким образом, Древняя гора могла быть первым поселением людей на территории Риги. Но где же была эта гора, знаменитая Mons Antiquus, Mons Riga?
Речь идёт об уже упоминавшихся нами холмах Куббе, мимо которых шла Песочная дорога. Рядом с этой горой располагались городские пастбища, рос лес. Остатки Древней горы, или «горы Риги», были срыты в конце XVIII века, и потому современные археологи лишены возможности исследовать городище вендов, этих, возможно, ПЕРВЫХ рижан, которых по справедливости и следует считать подлинными основателями нашего города. Таким образом, сегодня мы могли бы отпраздновать 1000-летний юбилей Риги, ибо древнейшие археологические находки, свидетельствующие о её ранней истории, относятся к XI веку. Но порочная традиция заставляет нас отдать пальму первенства епископу Альберту… Хотя задолго до прихода сюда немецких захватчиков, здесь уже существовал порт, процветала торговля, находилось два поселения местных жителей. Основанная в 1201 году немецкая «деревушка» была поначалу отнюдь не больше посёлков первых рижан. Лишь позднее, в результате слияния всех трёх поселений в 1207-1210 гг. сложился средневековый город.
Первое письменное известие о Риге содержится в написанной в конце XII – начале XIII века «Славянской хронике» Арнольда Любекского, который сообщает, что монах Мейнард основал епархию в Ливонии, в месте, «называемом Ригой» (ошибка, епархия была основана в Икшкиле). Упоминает о Риге и Генрих Латвийский в своей «Хронике Ливонии». Однако как ОФИЦИАЛЬНОЕ название города топоним Рига, упоминается лишь в 1209 году в составленном на латинском языке документе, в котором епископ Альберт удостоверяет, что в указанном году на кладбище при церкви Св.Петра в Риге (… in cimiterio beati Petri in Riga) побежденный правитель Ерсики Всеволод дарит свои владения церкви Девы Марии и получает их обратно уже в качестве лена. Тогда и прозвучало имя нового города. Но откуда же оно вообще взялось?
Версий немало. Все учёные сходятся лишь в одном: название городу дала небольшая речушка Рига, впадавшая в полноводную Даугаву в пятнадцати километрах от устья. Но возникает законнейший вопрос, почему так называется сама река? Тут уж полное раздолье для толкований! Более 20 авторов – языковедов, историков и даже представителей точных наук высказывали мнение о происхождении и значении этого слова. По мнению некоторых лингвистов, первоначально имя реки звучало как «Ринга», что по-куршски означало «кружистая». Кто-то отстаивает ливскую версию, согласно которой «риге» от ливского слова «рожь», и реку назвали Ржаной, потому что по ней подвозили зерно. Кстати, и зерновой амбар тоже именуют ригой. Генрих Латвийский производил имя города от латинского rigare, а в нижне-немецком языке это слово означает «поток, канал, канава».
Но есть ещё одно любопытнейшее толкование, которое почему-то практически неизвестно широким кругам читающей публики, хотя высказано оно было ещё в XVI веке весьма уважаемым человеком. Немецкий гуманист, друг Мартина Лютера и деятель Реформации, Филипп Меланхтон (1497-1560) серьёзно полагал, что название города Рига могло произойти от древнего славянского населения острова Риген (Рюген, Руян), что находится у германского побережья Балтийского моря [Fischer, 152]. Выходцы оттуда, балтийские славяне - венды, первыми поселились на Древней горе, назвав городище именем своей исторической родины. Гора Риген, река Рига, город Рига, такая вот получается вполне логическая цепочка. Но самое интересное, что эта скандальная версия имеет вполне материальное подтверждение!
Как известно, остров Рюген был главной святыней балтийских славян. Там, в городе Аркона, находилось святилище бога Святовита. Стоял идол с четырьмя бородатыми головами, обращёнными в разные стороны. И держал он в одной руке меч, а в другой рог изобилия. Огромный орёл жил при храме и считался посвящённым Святовиту. Изображения четырёхликого кумира есть яркий признак культа этого славянского божества. Так вот, именно такие фигурки с четырьмя лицами и были найдены в Риге при археологических раскопках! В этом легко может убедиться любой посетитель Музея истории Риги и мореходства, где на стендах, посвящённых ранней истории города, мирно покоятся уникальные свидетельства пребывания балтийских славян на рижской земле. Всех интересующихся отсылаем к первоисточнику: J.B.Fischer. Hinter-Bergen allgemeine und eigene Winter und Sommerlust, mit untermischten physikalischen un moralischen Betrachtungen, in Versen beschrieben von daselbt. Riga, 1745.
 
Сайт Русской Латвии
Категория: Информация | Добавил: steppenwolf (30.04.2009) | Автор: monah
Просмотров: 5535 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 2.5/2 |
Всего комментариев: 3
3 diotocrestice  
0
Картинная живопись всегда поражала воображения человека, известные художники вдохновляли души в картины, отображая чувства и эмоции, передавая окружающую атмосферу происходившего. Сама по себе живопись очень древнее искусство, оно берёт начало с появлением цивилизации, на ряду с разнообразием обычаев и культуры. Первые рисунки живописи были обнаружены ещё на стенах пещер, где жили первые люди, на этих изображениях были отображены в основном вымершие животные и охотники. В будущем с развитием человека, художники сами изготовляли краски и избирали компоненты, тем самым став первооткрывателями и основателями данного направления искусства. Многое для искусства живописи сделал популярный художник, http://bypaint.net/j/228-zhan-batist-sharden.html - жан батист шарден оставивший после себя много картин.

Первые произведения были о сюжетах библейской или мифологической живописи, самыми знаменитыми шедеврами были настенные росписи и иконы. Не мало известной была и портретная живопись, в дальнейшем немного вытесняла иконы. Искусству нет придела, так как нет придёлов человеческой фантазии: одни художники отображают причудливых мифологических существ, другие отражают исторические битвы, третьи отображают красоту девичьего тела на холсте. Хоть мастера живописи и рисуют произведения о разных сюжетах, они часто используют одни и те же компоненты для роботы, самыми популярными есть пастель и масляные краски, но краски некоторых художников хранят секрет своих составляющих до наших пор. Стоит также с помнить о наших русских мастерах, которые были в обществе художников передвижников, которые сделали невероятный вклад в основание жанровой живописи и жанра пейзажей. В то время часто присутствовало явление обмена учениками от академии художеств , что положительно отметилось на русской живописи, обогащая её новыми стилями в основном западных мастеров. Не последнее место в искусстве живописи занимают русские художники пейзажисты, изображающие пустынные ландшафты, городские виды и морские пейзажи. Также стоит заметить, что одни из самых красивых картин морских пейзажей есть произведения отображающие корабли в шторм и морские лунные пейзажи. Многим живописцам для того чтобы работать художником приходилось делать портреты на заказ, они часто изображали портреты знаменитых людей и даже портреты животных. Некоторые живописцы отображали на своих картинах своих детей или родных, а также собственные автопортреты. Не мало внимания художники уделяли эротическим картинам, часто передающих холсту ослепляющую красоту девичьего тела. Рисовали произведения и о животных, в жанре анимализма, часто изображая лошадь, коз и других сельскохозяйственных животных. Другие изображали не живую природу, в жанре натюрморта, рисуя плоды, а иногда рисовали праздничный стол крупным планом с разными блюдами крабов и другого.

На пороге развития живописи уже было множество стилей и жанров. Какими разнообразными и старинными не были бы жанрами живописи но их используют до сих пор, в соборах рисуют фрески и иконы, в истории живопись тоже не стоит на месте, ведь великие битвы и портреты генералов запечатлены на картинах, а старинные шедевры и сейчас будоражат и завораживают наше воображение.

2 Фока  
0
Вот как пишется история латышами . Это пишет покойный кардинал Юлиан Вайводс в книге KATOLU BAZNICAS
VESTURE
L А Т VIJA{RIGA,2004g.},;'' В 1209 году епископ выстроил крепкий замок Кокенгаузен как летнюю резиденцию.Он
собрал сильное войско и пошел к дальним владениям в Латгалии.Целью похода было освободить Герцику от русских
из Полоцка и их сообщников.Когда русские были разбиты и изгнаны латгальский князёк Висвалдис явился в Ригу и
отдал в пользу церкви свой суверенитет.После этого вся Латгалия присоединиась к Видземе.Между князьком
Висвалдисом и епископом Альбертом был заключен договор текст которого по счастью сохранился.Вот этот текст:"
Именем Святой и Неделимой Троицы .Аминь.Альберт милостию Божией епископ Риги нижайший слуга верующих
возвещает о том ...что Христово вероучение распространяемое по безмерной милости Божией присоединяет к новой
Ливонской церкви князька Висвалдиса из Герцика." Текст также сообщает о переходе к католической церкви земель
подвластных Герцике под покровительство Божией Матери пресвятой девы Марии...и "из наших рук мы вручаем три
хоругви на правах ленного владения "упомянутому князьку.По мнению кардинала три хоругви-знамени обозначали
земли вокруг современных Даугавпилса Резекне и Лудзы.Или ещё вот пассаж:" Kpeщение латгалов Кокнесе.Уже в
1207 году князь кокнесских латгалов Весетис добровольно подался в Ригу к епископу и отдал весь свой округ
руководству церкви.получив обратно в качестве лена половину этих земель .Как видим этим актом Весетис хотел
освободиться от русских а также защититься от литовского разорения.Так безкровно эта часть Латгалии вощла в
состав Ливонского государства".Вот так тихой сапой вводятся в исто рию элементы русофобии.

1 Sashha  
0
Вот есть сайт русский новостной называется ВЕНЕД!
www.vened.org

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]