Категории каталога

Форма входа

Приветствую Вас Гость!

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 36

Статистика

Степной волк

Главная » Статьи » Темы

Душа и АД...

Что  такое  душа?

По всему земному шару люди многих разных религий и культур верят, что в человеке есть неумирающая душа, некий мыслящий дух, который продолжает жить после смерти тела. Это убеждение очень распространено среди тысяч религий и сект христианского мира. Оно является официальным учением и в иудаизме. Индусы верят, что жизненное начало, или душа, было сотворено в начале времени; оно заключается в тело при рождении человека, а при смерти переходит в другое тело, совершая  непрерывный цикл перевоплощений. Мусульмане убеждены, что душа начинает существовать вместе с телом и продолжает жить после его смерти. Учения других религий - африканского анимизма, синтоизма и даже в известной мере буддизма - это различные вариации на ту же тему.
Хотя представление о бессмертной душе обладает несомненной притягательностью и распространено почти по всему миру, всё же возникают некоторые вопросы, вызывающие беспокойство. Например, люди задаются вопросом: куда попадёт душа близкого им человека, если он вёл не такую уж примерную жизнь? Или её отправят в чистилище и будут очищать там огнём, пока не сочтут достойной отправиться на небеса? Или, что ещё хуже, её будут вечно мучить в огненном аду? А может быть, она станет, как учат религии анимистов, духом, которого нужно ублажать?
Такие представления готовят обременительное будущее для живущих. Должны ли мы ублажать духов наших близких умерших из страха, как бы они не отомстили нам? Обязаны ли мы помогать им выбираться из какого-то ужасного чистилища? Или нам остаётся только беспомощно содрогаться от ужаса при мысли об их страданиях в аду? Нужно ли нам обходиться с какими-то животными так, будто в них переселились души умерших людей ?
Вряд ли более утешительны и вопросы, возникающие в отношении самого Бога. Например, многих родителей, как мать, упомянутую в начале статьи, первое время утешает то, что Бог «взял» бессмертную душу их ребёнка к себе на небеса. Однако вскоре многие начинают задаваться вопросом: что же это за Бог, если он наводит на невинного ребёнка какую-нибудь ужасную болезнь, отрывая бесценное дитя от убитых горем родителей только ради того, чтобы раньше времени забрать его на небо? Присущи ли такому Богу справедливость, любовь, милосердие? Некоторые даже начинают сомневаться в мудрости Бога. Зачем, спрашивают они, нужно было мудрому Богу селить все эти души сначала на земле, если в конце концов все они должны оказаться на небе? Разве это не означало бы, что сотворение земли было поистине огромными, затраченными впустую усилиями? (Сравните Второзаконие 32:4; Псалом 102:8; Исаия 45:18; 1 Иоанна 4:8.)

Душа в Еврейских Писаниях

Уже в первой книге Библии, в Бытии, говорится, что душа - это не что-то, что ты имеешь, - это ты сам. О сотворении Адама, первого человека, мы читаем: «Стал человек душою живою» (Бытие 2:7). Еврейское слово нeфеш, переведённое здесь словом «душа», появляется в Еврейских Писаниях более 700 раз, но никогда оно не передаёт представления об отдельной, бесплотной, духовной части внутри человека. Наоборот, душа представляется осязаемой, реальной, физической.
Посмотри в Библии приводимые ниже стихи: в каждом из них используется еврейское слово нeфеш. Эти стихи ясно показывают, что душа может подвергаться риску, опасности, её даже можно похитить (Второзаконие 24:7,НМ; Судей 9:17, НМ, 1 Царств 19:11); душа может прикасаться к вещам (Иов 6:7); быть закованной в железо (Псалом 104:18); хотеть есть, быть изнурённой от поста, испытывать голод и жажду; страдать от язвы и даже от бессонницы во время скорби (Второзаконие 12:20; Псалом 34:13; 68:11; 105:15; 106:9; 118:28). Другими словами, так как твоя душа – это ты, твоё «я», то твоя душа может испытывать всё, что можешь испытывать ты сам.
Тогда означает ли это, что душа может умереть? Да. В Еврейских Писаниях не утверждается, будто душа бессмертна, а, наоборот, говорится, что она может быть «истреблена», или казнена, за совершение греха, поражена насмерть, убита, уничтожена и растерзана (Исход 31:14; Второзаконие 19:6, НМ; 22:26, НМ, Псалом 7:3). В Иезекииля 18:4 сказано: «Душа согрешающая, та умрёт». Ясно, что смерть - это общий конец человеческих душ, потому что все мы согрешаем (Псалом 50:7). Первому человеку, Адаму, было сказано, что наказание за грех - смерть, а не переход в духовное состояние и бессмертие (Бытие 2:17). И когда Адам согрешил, приговор звучал так: «Ибо прах ты, и в прах возвратишься» (Бытие 3:19). Когда же Адам и Ева умерли, они стали просто тем, что в Библии часто называется «мёртвой душой» или «покойной душой» (Числа 5:2, НМ; 6:6, НМ).
Неудивительно, что в «Американской энциклопедии» («The Encyclopedia Americana») о душе, представленной в Еврейских Писаниях, говорится следующее: «В Ветхом Завете о человеке даётся представление как о едином целом, а не как о союзе души и тела». Там добавляется: «Нефеш… никогда не изображается существующей отдельно от тела».
Итак, какое же представление о смерти было у верных евреев?  Если говорить просто, они верили, что смерть - это противоположность жизни. В Псалме 145:4 говорится, что происходит, когда дух, или жизненная сила, покидает человека: «Выходит дух его и он возвращается в землю свою; в тот день исчезают все помышления его». Подобным образом и царь Соломон писал, что мёртвые «ничего не знают» (Екклесиаст 9:5).
Почему же тогда многие евреи, жившие в первом веке, такие, как зелоты в Масаде, были убеждены в бессмертии души ?

Греческое влияние

Евреи получили это представление не из Библии, а от греков. Похоже, что оно перекочевало из таинственных греческих религиозных культов в греческую философию в период между седьмым и пятым веком до н. э. Мысль о том, что после смерти есть жизнь, в которой плохие души получают причиняющее боль возмездие, в течение долгого времени была очень привлекательной, и это представление укоренилось и распространилось. Философы вели бесконечные споры о том, что же такое душа. Гомер утверждал, что в момент смерти душа быстро отлетает, производя при этом слышимый жужжащий, щебечущий или шуршащий звук. Эпикур говорил, что душа имеет вес и, значит, является бесконечно малым телом.
Но вероятно, величайшим защитником бессмертной души был греческий философ Платон, живший в четвёртом веке до н. э. В том, как он описывает смерть своего учителя Сократа, видны убеждения, во многом схожие с убеждениями, которые спустя столетия были присущи зелотам в Масаде. По словам теолога Оскара Куллманна, «Платон показывает нам, как в полном мире и спокойствии умирает Сократ. Смерть Сократа - красивая смерть. Ничто здесь не говорит об ужасе смерти, ведь она, несомненно, освобождает нас от тела… Смерть - самый большой друг души. Так Сократ учит и так же, в прекрасной гармонии со своим учением, он умирает».
Очевидно, евреи начали перенимать от греков это учение во времена маккавеев, во втором веке до рождения Христа. Иосиф Флавий рассказывает, что в первом веке н. э. это учение отстаивали влиятельные еврейские религиозные группы - фарисеи и ессеи. Это же убеждение отражают и некоторые стихи, сочинённые, вероятно, в ту эпоху.
А что же можно сказать об Иисусе Христе? Учил ли он и его последователи этому представлению, взятому из греческой религии?

Защищая учение о бессмертии человеческой души, некоторые могут спросить: почему же так много религий во всём мире учат в той или иной форме одному и тому же учению? В Библии приводится убедительная причина, почему это учение так широко распространено в религиозных общинах этого мира.
Библия говорит, что «весь мир находится во власти лукавого», и называет Сатану «князем мира сего» (1 Иоанна 5:19, СоП; Иоанна 12:31). Очевидно, что религии мира не защищены от влияния Сатаны. Наоборот, они в большей мере поспособствовали тревогам и конфликтам современного мира. И в отношении души, они, похоже, очень чётко отражают мышление Сатаны. Каким образом?
Вспомним самую первую ложь. Бог сказал Адаму и Еве, что если они согрешат против него, то умрут. Но Сатана заверил Еву: «Нет, не умрёте» (Бытие 3:4). Конечно же, Адам и Ева умерли; они, как и говорил Бог, возвратились в прах. Но Сатана, «отец лжи», так и не отказался от своего первого обмана (Иоанна 8:44). В бесчисленных религиях, которые отклоняются от учения Библии или прямо игнорируют его, всё ещё распространяется та же самая идея "Вы не умрёте. Ваше тело, возможно, и умрёт, но ваша душа будет жить вечно, как Бог !" Интересно, что Сатана также сказал Еве, что она будет “как Бог “! (Бытие 3:5, НМ).
Насколько же лучше иметь надежду, которая покоится не на лжи и не на человеческих философиях, а на истине. Насколько же лучше быть уверенными, что наши любимые умершие лежат без сознания в могиле, чем беспокоится о том, где находятся некие бессмертные души !

Адский огонь

Протестантский проповедник Джонатан Эдуардс вселял в сердца жителей колониальной Америки XVIII века страх своими яркими описаниями ада. Как-то он описал сцену, в которой Бог покачивает над пламенем грешников, как если бы это были отвратительные пауки. Эдуардс упрекал своих прихожан: «О, грешники, вы висите на тонкой нити, вокруг которой полыхает пламя божьего гнева, готовое в любой момент подпалить эту нить и сжечь её дотла».
Тем не менее, некоторое время спустя после выступления Эдуардса с этой общеизвестной проповедью пламя ада начало, как говорится, колебаться и затухать. В книге Д.П. Уокера «Закат ада» (англ.) отмечается, что «к четвёртому десятилетию XVIII века доктрина о вечном мучении прoклятых была во всеуслышание оспорена”. В течение XIX века пламя ада продолжало затухать, а к середине XX века эдуардсовское представление об аде как об “огненной печи, в которой её жертвы подвергаются в своём сознании и теле вечным невыносимым мучениям” перестало быть темой разговора. «Атакованное современным интеллектуализмом и потускневшее перед огнём Хиросимы и фашистским геноцидом,- замечает журналист Джеффри Шелер,- ужасное представление об аде меркнет».
У многих проповедников также пропал вкус к адским мукам. Мощные проповеди об адских ужасах исчезли из ораторского репертуара кафедр традиционных религий христианского мира. Для большинства теологов ад стал темой слишком устаревшей, чтобы представлять серьёзную научную ценность. Несколько лет назад один историк церкви делал изыскание для университетской лекции об аде и проверил в связи с этим индексы нескольких научных журналов. Он не смог найти ни одного соответствующего заголовка библиографического описания. Согласно журналу «Ньюсуик», этот историк заключил: «Ад исчез. И никто этого не заметил».
Исчез? Не совсем. Удивительно, но доктрина об аде вспыхнула в последние годы кое-где вновь. Опросы, проведённые в Америке, показали, что количество людей, говорящих, что они верят в ад, возросло с 53 процентов в 1981 году до 60 процентов в 1990 году. Добавьте к этому всемирную активизацию протестантского движения проповедования об аде, - и становится очевидным, что фактическое возвращение ада в систему мышления паствы христианского мира - действительно глобальный феномен.
Но касается ли это возрождение только прихожан церквей или оно коснулось также духовенства? В сущности, с некоторых консервативных кафедр христианского мира об адском огне, о котором 250 лет проповедовал Джонатан Эдуардс, не переставалось говориться. В 1991 году в «Ю. С. ньюс энд уорлд рипорт» отмечалось: «Даже среди некоторых либеральных традиционных вероисповеданий существуют признаки того, что теологи начинают более серьёзно размышлять над идеей ада, чем это было десятилетия назад». Очевидно, что после некоторых лет забвения внимание религий мира вновь привлекается к адскому огню. Тем не менее, такой ли он жгучий, как был прежде?
Теолог У. Ф. Уолбрехт нисколько не сомневался: «Ад есть ад, и никакое человеческое желание или мысль нисколько не смягчат вечные муки». Многие набожные люди уверены не в такой степени. Хотя они не сомневаются в существовании ада, у них всё-таки есть вопросы в отношении сущности ада. Другой теолог признаётся: «Я тоже не сомневаюсь в том, что ад - реальность, о чём ясно извещает библейское свидетельство, но его точная сущность проблематична». Да, сегодня растёт число теологов и мирян, для которых стоит не вопрос «Существует ли ад?», но вопрос «Что такое ад?»
Почему же, всё-таки, многих удручают сцены ада, которые изображаются религиями христианского мира? Профессор Пиннок подчёркивает: «Идея о том, что живые существа должны, находясь в сознании вечно подвергаться физическим и умственным мучениям, очень тревожит, и мысль о том, что они к этому приговорены божественным указом, оскорбляет мою убеждённость в любви Бога».
В Вестминстерском исповедании, признаваемом многими протестантами, утверждается, что отверженные «будут ввергнуты в вечные мучения и будут наказаны вечным уничтожением». В «Энциклопедии религии» (англ.) говорится: «В Римско-Католическом Христианстве ад считается состоянием нескончаемого наказания… характеризуемого огненными мучениями и пытками другими». Эта энциклопедия прибавляет, что «Восточное Православное Христианство» также придерживается «учения о том, что ад - это участь вечного огня и наказания, ожидающая прoклятых» (том 6, страницы 238, 239).
Да, учение о вечных мучениях проблематично в моральном отношении. Например, искренние христиане задумываются над вопросами, поднятыми католическим теологом Хансом Кюнгом: «Неужели Бог любви будет… всю вечность наблюдать за этими нескончаемыми, беспросветными, безжалостными, абсолютно лишёнными любви, жестокими физическо-психологическими пытками над своими творениями?» Кюнг продолжает: «Разве он - такой жестокосердный кредитор?.. Что бы мы подумали о человеке, который удовлетворял бы свою жажду мести столь безжалостно и ненасытно?». Действительно, как может Бог, который говорит нам в Библии, что мы должны любить наших врагов, желать вечных мучений для своих врагов? (1 Иоанна 4:8-10). Неудивительно, что некоторые люди приходят к выводу, что сущность ада просто несовместима с сущностью Бога и что эта доктрина лишена морального смысла.

Многие верующие стараются избегать этих вопросов - для успокоения своей совести. Но игнорирование этих вопросов не способствует исчезновению замешательств. Поэтому давайте смело рассмотрим предмет обсуждения. Какова моральная подоплёка этой доктрины? Профессор Пиннок пишет в «Крисвеллском теологическом обозрении»: "Вечные мучения недопустимы с моральной точки зрения, потому что они делают из Бога кровожадного монстра, содержащего вечный Освенцим для жертв, которым он не разрешает даже умереть". Она спрашивает: "Как может кто-либо, пропитанный молоком сердечных чувств, оставаться спокойным, размышляя о такой идее (традиционной доктрине об аде)?.. Как же это возможно для христиан представлять себе божество таким жестоким и мстительным?".
Показывая недоброе влияние, которое эта доктрина, возможно, оказывала на поведение человека, Пиннок комментирует: «У меня даже возникает вопрос: какие же злодеяния совершались теми, кто верил в Бога, мучающего своих врагов?» Он заключил: «Разве это не наиболее тревожная концепция, которую необходимо пересмотреть?» Да, если Богу приписывается такая жестокость, неудивительно, что чуткие верующие люди пересматривают своё представление об аде. И что же они видят? В идее вечных мучений обнаруживается ещё одно противоречие.
Многие, кто начинает размышлять о традиционной доктрине ада, находят, что она изображает Бога поступающим несправедливо, поэтому эта доктрина оскорбляет их естественное чувство справедливости. Каким образом?
Мы находим один ответ, сравнивая доктрину о вечных мучениях с нормой справедливости, данной Богом: «Око за око, зуб за зуб» (Исход 21:24). Приложите в целях аргументации этот божественный закон, данный древним израильтянам, - закон равного возмездия - к доктрине об аде. К какому заключению вы придёте? - Что только те грешники, которые сами причиняли вечные мучения, заслуживают в свою очередь соответствующих вечных мучений. Но поскольку люди (неважно, насколько они злы) могут причинить только ограниченные мучения, осуждение их на вечные мучения создаёт несоразмерность между их преступлениями и беспредельным наказанием адского огня.
Выражаясь просто, этот приговор был бы слишком суровым. Он осуждал бы на гораздо большее, чем на «око за око, зуб за зуб». А когда мы обратим внимание на то, что учения Иисуса смягчили принцип возмездия, мы возможно, признaем, что истинным христианам было бы довольно трудно усмотреть в вечных мучениях справедливость (Матфея 5:38, 39; Римлянам 12:17).
Тем не менее, многие верующие всё же стараются оправдать эту доктрину. Каким образом? Английский писатель Клив С. Луис говорит в своей книге «Проблема боли» от имени большинства защитников доктрины: «Нет другой такой доктрины, которую бы я более охотно изъял из христианства, чем эту, если бы это было в моей власти. Но она полностью поддерживается Священным Писанием и особенно собственными словами Нашего Господа». Таким образом, сторонники доктрины утверждают, что вечные мучения ужасны, но в то же время они придерживаются взгляда, что доктрина обязательна, так как, по их мнению, ей учит Библия. Теолог Пиннок замечает: «Признавая её непривлекательность, они стараются доказать свою непоколебимую верность Библии и определённый героизм своего верования в такую ужасную истину просто потому, что ей учат Писания. Они создают впечатление, что под угрозой непогрешимость Библии. Но так ли это на самом деле?»

Слышали ли вы о том, что ранние отцы церкви, средневековые теологи и реформаторы утверждали, что испытываемые в аде мучения вечны? Если да, то ты, возможно, удивитесь, узнав, что некоторые высокоуважаемые учёные-библеисты в настоящее время оспаривают это мнение. В Англии один из них, Джон Р. В. Стотт, пишет, что «в Писании указывается на полное уничтожение, и что «вечные осознаваемые мучения», - традиция, которая должна уступить превосходящему авторитету Писания» («Основные вопросы - либерально-евангелический диалог» [англ.]).
Что привело его к заключению, что вечные мучения не основываются на Библии?
Его первый довод затрагивает лингвистику. Он объясняет, что когда в Библии подразумевается заключительное состояние проклятия «геенна», в ней часто используется запас слов, означающих «уничтожение» - греческий «глагол аполлуми (уничтожить) и существительное апoлеиа (уничтожение). Подразумевают ли эти слова мучения? Стотт обращает внимание на то, что действительный залог и переходная форма глагола «аполлуми» несут значение «убить» (Матфея 2:13; 12:14; 21:41). Таким образом, в Матфея 10:28, где в Синодальном переводе говорится об уничтожении Богом "и души и тела в геенне", заложена идея уничтожения в смерти - но не в вечном страдании. В Матфея 7:13, 14 Иисус противопоставляет "узкий путь, ведущий в жизнь", "широкому… пути, ведущему в погибель". Стотт комментирует: “Было бы, поэтому странно, если бы люди, о которых говорится, что они претерпят уничтожение, фактически, не были бы уничтожены”. Он с полным основанием делает вывод: «Если убить означает лишить тело жизни, ад, по-видимому,- это потеря и физической и духовной жизни, то есть прекращение существования» (Основные вопросы…», страницы 315, 316).
---------------------------------------
ОПРЕДЕЛИМСЯ В ТЕРМИНАХ
В этой статье выражениями «ад» и «адский огонь», в том смысле, в котором они используются теологами христианского мира, переводится греческое слово гe-ен-на, которое появляется в «Новом Завете» 12 раз (Матфея 5:22, 29, 30; 10:28; 18:9; 23:15, 33; Марка 9:43, 45, 47; Луки 12:5; Иакова 3:6). Одни библейские переводы переводят это греческое слово выражением «ад», другие же переводы транслитерируют его – «геенна». Она соответствует "второй смерти, озеру огненному", символу вечного уничтожения, о котором говорится в последней книге Библии (Откровение 20:14).
Относительно двух других слов, переводимых иногда словом “ад”, в “Словаре Библии” (1914 г., англ.), изданном Уильямом Смитом, отмечается: “Ад… - к сожалению, нашими переводчиками при переводе еврейского слова шеол использовано главным образом это слово. Возможно, лучше было бы сохранить еврейское слово шеол или же всегда переводить его словом “могила”, “яма”… В Новом Завете слово гадес, подобное шеолу, иногда означает просто “могила”… Это в том смысле, в котором вероучения, говоря о нашем Господе, что “Он сошёл в ад”, подразумевают состояние умершего вообще”.
В отличие от геенны, которая символизирует окончательное уничтожение, шеол и гадес обозначают смерть в обыкновенной человеческой могиле с перспективой быть вновь возвращёнными к жизни (Откровение 20:13).
---------------------------------------
Действительно, образ огня, используемый в Библии, мог бы вызвать мысленную картину мучений. Тем не менее, книга «Основные вопросы…» отмечает: «Поскольку все мы испытывали при ожоге острую боль, несомненно, что огонь ассоциируется в наших мыслях с «осознаваемыми мучениями». Но основной функцией огня является не вызывание боли, а надёжное уничтожение, как об этом свидетельствуют все мусоросжигатели мира» (страница 316).  Сохранение в памяти этой существенной разницы поможет нам избежать вычитывания в Писаниях того, чего там, в сущности, нет. Рассмотрим несколько примеров.
В отношении осуждённых в геенну Иисус сказал, что «червь их не умирает, и огонь не угасает» (Марка 9:47, 48). Некоторые библейские комментарии, под влиянием слов из апокрифической книги Иудифь («Вседержитель… пошлёт огонь и червей на их тела,- и они будут чувствовать боль и плакать вечно [Иудифь 16:17]), настаивают, что слова Иисуса подразумевают вечные мучения. Однако апокрифическая книга Иудифь, не вдохновлённая Богом, бесспорно,- не критерий для установления смысла написанного Марком. В Исаии 66:24 - тексте Писания, который, по-видимому, подразумевал Иисус, - говорится, что огонь и червь уничтожат мёртвые тела (“трупы”, по словам Исаии) врагов Бога. Но ни в словах Исаии, ни в словах Иисуса нет никакого намёка на вечные осознаваемые мучения. Образ огня символизирует полное уничтожение.
В Откровении 14:9-11 говорится о тех, кто “мучим в огне и сере… и дым мучения их будет восходить во веки веков…”. Доказательство ли это вечных осознаваемых мучений в адском огне? В сущности, всё, что говорится в этом тексте, это - что злые мучаются, но не говорится, что они мучаются вечно. В тексте утверждается, что вечно длятся не огненные мучения, но вечно восходит дым - свидетельство того, что огонь выполнил свою работу по уничтожению.
В Откровении 20:10-15 говорится, что в "озере огненном и серном… будут мучиться день и ночь во веки веков". По первом прочтении это могло бы звучать как доказательство в пользу вечных мучений в огне, но это определённо не так. Почему? Одна из причин - то, что в “озере огненном” закончат своё существование “зверь и лжепророк”, а также “смерть и ад”. Как ты легко можешь заключить, зверь, лжепророк, смерть и ад - не буквальные личности; следовательно, они не могут испытывать осознаваемых мучений. Напротив, как пишет Г.Б. Кэрд в “Комментарии по Откровению святого Иоанна Богослова” (англ.), “озеро огненное” означает “исчезновение и абсолютное забвение”. Понять это не трудно, так как в самой же Библии говорится об этом огненном озере: “Это - смерть вторая” (Откровение 20:14).
---------------------------------------------------
Статья подготовлена по материалам источников:
«Новый международный теологический словарь Нового завета» («The New International Dictionary of New Testament Theology»).
Эдуардс проповедь «Грешники в руках разгневанного Бога» 8 июля 1741 года.
Книга «Откровение - его грандиозный апогей близок!» ( перевод англ. опубликовано Watchtower Bible and Tract Society of New York)
 
Категория: Темы | Добавил: steppenwolf (09.07.2009) | Автор: monah
Просмотров: 887 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]